Специальный проект портала — Социальный навигатор по стране

Версия для инфоматов #


Войти | Зарегистрироваться
Ваш регион: Мурманская область
Выбрать регион
диплом о высшем образовании
Главная » Рубрикатор » Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

21 декабря 2011 г., в Общественной палате РФ состоялась Учредительная конференция Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации, основная задача которого - создание на базе ОПРФ площадки взаимодействия и влияния на власть для разрешения ситуации гуманитарной катастрофы, в которой сегодня находятся миллионы детей и взрослых с ограничениями жизнедеятельности, а также семьи, в которых они живут.

Предложения по реформе детских интернатов

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИССИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ, ТРУДОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ

И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ ГРАЖДАН

Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221-83-63, факс: (499) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru

_____________________________________________________________________________________________________________

«18» декабря 2012 г. № 4ОПК-2/

Заместителю Председателя

Правительства Российской Федерации

О.Ю. Голодец

Уважаемая Ольга Юрьевна !

По результатам проведенных многочисленных обсуждений, в том числе организованных по инициативе И.М. Реморенко – после Вашей с ним поездки в Псковскую область, мы подготовили к данной встрече предварительные соображения по теме реформы детских интернатов, которые предлагаем Вашему вниманию – см. Приложение.

С уважением

Председатель комиссии

Тополева-Солдунова Е.А.,

Член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере

Заместитель председателя комиссии

Альтшулер Б.Л.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задача: организация семейного (либо по типу семейного) воспитания для всех детей, оставшихся без попечения родителей, включая и «родительских» детей, сданных в организацию родителями в соответствии со ст. 155-1 СК РФ.

Здесь два подхода:

1) Сопровождаемое опекунство (и одновременно восстановление кровных семей и профилактика социального сиротства).

Ребенок-сирота обычным образом передается под опеку, т.е. расстается с интернатом и его законным представителем становится опекун (для «родительских» детей применяется статья 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве», допускающая временную передачу ребенка под опеку физического лица по разрешению родителей). При этом опекун вправе при желании заключить договор о сопровождении ребенка и семьи с сопровождающей службой.

Главный организационный инструмент реформы: в типовых (примерных) положениях и уставах организаций, перечисленных в пп. 3, 4 статьи 6 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (организации социального обслуживания, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.) предусматривается создание отделений (служб) сопровождения ребенка и семьи.

Работа данных служб может быть «привязана» к повсеместно создаваемым Школам приемных родителей. В функционал данных служб также должны быть включены работа по возвращению воспитанников интернатов кровным родителям и сопровождение кровных неблагополучных семей в целях их сохранения и предотвращения разделения детей и родителей.

2) Ребенок остается воспитанником организации. Его семейное (либо по типу семейного) воспитание может быть организовано:

- либо при нахождении ребенка в интернате в ячейках (группах) семейного типа как это определено СанПинами для детских домов по семейному типу (прилагаются); главное требование в данном случае: постоянное круглосуточное (на сменной основе) нахождение прикрепленных к группе воспитателей, играющих для детей роль значимых взрослых «родителей»;

- при нахождении ребенка в семейной воспитательной группе (СВГ) - на дому (по месту жительства либо в предоставленном для постоянного проживания помещении специализированного жилищного фонда) у воспитателя, являющегося надомным сотрудником интернатного учреждения.

В обоих случаях главным организационном инструментом является внесение в штатное расписание организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должности «семейный воспитатель» - в самой организации либо надомный воспитатель СВГ. По сути ВСЕХ нынешних воспитателей интернатных учреждений надо бы перевести в статус семейных воспитателей, а детей разместить в семейных группах – в интернате либо в социальной среде.

Вся эта реформа не требует изменений в федеральном законодательстве, но ВОПРОС: какими обязывающими нормативными актами ее можно повсеместно запустить?

О финансовой стороне вопроса. Пилотный опыт показывает, что включение в функционал организаций осуществление работ по сопровождению семьи и ребенка по месту жительства может быть осуществлено, в основном, за счет перераспределения имеющихся кадровых и финансовых ресурсов. При этом известно, что содержание ребенка в интернатном учреждении существенно более затратно для бюджетов, чем при передаче его в семью. Так что в целом бюджеты субъектов РФ имеют ресурсы для повсеместной организации сопровождения семьи и ребенка по месту их жительства в опекунских либо кровных семьях.

Приложение

Извлечение из Санитарных Правил 2.4.990-00.2.4 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах – интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила» (Утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000) в части организации работы детского дома по семейному типу:

«2.2.3.1. Организация работы детского дома по семейному типу, организованного непосредственно в детском доме, строится по принципу проживания воспитанников по семейному типу (в семейной ячейке дети школьного и дошкольного возраста).

Семья состоит из детей разного возраста и пола при постоянном присутствии "мамы" - педагога-воспитателя.

Вместимость такого учреждения не превышает 100 человек, из которых 25% - дети дошкольного возраста.

2.2.3.2. Жилая ячейка рассчитана на проживание не более 7 детей, из которых 2 - 3 ребенка дошкольного возраста.

2.2.3.3. Жилая ячейка на 7 человек детей и одного воспитателя состоит:

- из жилой комнаты для детей дошкольного возраста (количество - 3 человека) площадью 18 кв. м (из расчета 6 кв. м на одного ребенка). В жилой комнате выделяются функциональные зоны для сна и игровой деятельности;

- жилые комнаты для мальчиков и девочек школьного возраста (на 2 человека) предусматриваются отдельными, площадью 12 кв. м (из расчета 6 кв. м на одного ребенка). В жилой комнате предусматривается место для сна и для индивидуальных занятий, оборудованное секретерами и мягкой мебелью;

- комната воспитателя площадью 8 кв. м располагается рядом с жилой комнатой для дошкольников.

В связи с особенностями проживания детей "по семейному типу" приготовление пищи проводится на пищеблоке детского дома, а необходимость в общих обеденных залах отпадает, т.к. режимные моменты питания переносятся в жилые ячейки. С этой целью необходимо выделить помещение для столовой, площадью не менее 20 кв. м, которая может быть использована для совместного досуга всех членов семьи. При столовой оборудуется буфетная, площадью не менее 9 кв. м, с 2-гнездной мойкой для мытья посуды и плитой.

В жилую ячейку входят:

- раздевальная с сушильными шкафами площадью 10 кв. м;

- кладовые для хранения детских личных и сезонных вещей (2 помещения по 6 кв. м);

- кладовая для хранения уборочного инвентаря площадью 3 кв. м;

- 2 санитарных блока при жилых комнатах для девочек и мальчиков (площади в табл. 2.1). Каждый санитарный блок должен состоять из изолированной уборной с умывальником в шлюзе и ванной комнаты, оборудованной ванной с душем и ножной ванной.

2.2.3.4. В детских домах по семейному типу административно - хозяйственные, бытовые помещения, медицинский блок, пищеблок и общевоспитательные помещения для школьников должны соответствовать требованиям для детских домов традиционного типа (Прилож. 1, 2, 3 и табл. 2.1).

Для детей дошкольного возраста взамен специальных залов для музыкальных и гимнастических занятий и кабинета ручного труда, указанных в Приложении 2, в детских домах по семейному типу необходимо выделить 2 помещения площадью по 50 кв. м для учебно-воспитательной и трудовой деятельности, музыкальных и спортивных занятий.»


 


Видеоматериалы

Анна Битова: важно помогать семье ребенка-инвалида

Анна Битова: важно помогать семье ребенка-инвалида

Загрузка плеера

Все видеоматериалы


Общественная палата Российской Федерации
На главную Контакты Карта сайта В контакте Facebook Twitter