Войти | Зарегистрироваться
Ваш регион: не выбран
Выбрать регион

Ваш регион не определен по неизвестным причинам. Пожалуйста, выберите его вручную из списка по ссылке "Выбрать регион".

 
Главная » Пресс-центр » Редакторский блог

Редакторский блог

Регион: Все регионы Тематика: Все тематики

Об итогах VI Социального Форума России

По итогам VI Социального Форума России «Социальная политика в России 2030: стратегии социального партнерства» хочу не только поблагодарить экспертов и участников обсуждений на дискуссионных площадках Форума важнейших социальных векторов развития страны, но и высказать свою точку зрения по некоторым из них.

Если мы говорим о стратегиях социальной политики России, то  есть несколько позиций, которые после очередных либеральных «откатов»,  возвращаются с еще большей устойчивостью и усилением акцентов. Конечно, это семейная политика, основа основ любого государства, особенно там, где возврат к традиционным ценностям преобладает в общественном запросе.

Проходящие сейчас в Европе предварительные выборы показывают тенденцию  появления кандидатов, побеждающих с программами традиционных семейных ценностей, социальных  реформ в интересах собственных граждан, сосредоточенности на внутренней политике. Значит, это общемировая тенденция. И Россия, запоздав на несколько десятилетий в погоне за «новыми ценностями» Европы: трансформациях религиозных, семейных, личных смыслов, оказалась ближе всех к исходной точке своей цивилизационной идеи: православию, верности традиционной семейной модели с крепкими кровными межпоколенческими связями.

Именно поэтому социальная политика России логично и оптимально выстраивается вокруг семьи как базовой ценности общества, лучшей модели рождения и воспитания детей, ухода за престарелыми гражданами и детьми-инвалидами, воспитания сирот...

Есть несколько принципов, которые, на мой взгляд, должны «якорить» семейную политику. Это:

1.         Системная и адресная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сопровождение социальных служб, налаживание межведомственного взаимодействия. (Отношение к семье группы риска, как проектному офису, с ответственностью за проект «под ключ», где проектный KPI – это сохранение кровной семьи).

2.         Приоритет сохранения кровной семьи перед вмешательством ювенальной юстиции, отобранием детей из семей и презумпцией виновности родителей. Конечно, это касается тех семей, где еще можно пробудить желание измениться ради сохранения детей, помочь трудоустроиться и наладить взаимоотношения и быт.

3.   Семейная политика решает, в первую очередь,  цели борьбы с бедностью. В фокусе внимания здесь – многодетные семьи. А их в России больше  миллиона! Эта наше национальное достояние и ресурс  пополнения человеческого капитала. Нужна системная и постоянная помощь таким семьям: в решении жилищных проблем, организации отдыха, консультирования по организации семейных детских садов, где мамы получают зарплаты за воспитание собственных детей.

И, конечно, надо оставить такой эффективный инструмент поддержки семьи, как материнский капитал, попутно расширяя  области его применения, в том числе,  разовые выплаты по запросу семьи в случае трудной жизненной ситуации.

Безусловно, создать эффективные механизмы контроля и личной ответственности чиновников за выделение земельных  участков для строительства дома в безвозмездное пользование многодетных семей. И не бросовых земель, как это обычно встречается, а с транспортной доступностью, социальной и коммунальной инфраструктурой.

Еще одной категорией риска являются молодые семьи, которые имеют двух детей. По статистике, они являются и самыми бедными в России, около 37 процентов из числа всего бедного населения. У них нет жилья, они еще ничего не создали. Надо помочь мамам, сидящим в декрете,  обеспечить рабочими местами, оказать помощь в переобучении и трудоустройстве с гибким графиком работы. И работать не только по устройству в детские сады, но и возрождать ясли, создавать альтернативные  службы с услугами по присмотру за детьми.

Давно остается  нерешенным вопрос об оптимизации финансовой помощи семьям с маленькими детьми и многодетным. Провести инвентаризацию всех пособий, включая региональные выплаты. Пособия необходимо выплачивать тем, кому это жизненно необходимо, т.е. осуществлять адресную и целевую помощь по критериям нуждаемости.

Еще одна актуальная и обсуждаемая в обществе тема – аборты. И здесь одними запретительными мерами и законами невозможно решить проблемы женского неустройства, непризнания семьей, бытовые и финансовые «неразрешимые» вопросы. Государство и некоммерческий сектор уже работает по созданию  мер поддержки женщин в случае «кризисной беременности», профилактики отказов от рожденных детей. Такие проекты уже работают в разных регионах. Это и кризисные женские центры (для женщин, испытавших насилие в семье), дома для  маленьких мам, где девочек доучивают, дают профессию, предоставляют бесплатное проживание для них и ребенка на период становления. Это хорошие примеры помощи гражданского общества, церкви, государства по сохранению семьи и профилактики абортов.

Еще одна категория неполных семей и семей с детьми-инвалидами нуждаются в опеке и заботе государства. Здесь нужна системная поддержка одиноких матерей, сопровождающих служб. Предлагаю вернуться к идее создания  Алиментного фонда. На сегодняшний день почти 3 млн детей претендуют на алименты. Сейчас государство, налоговые и фискальные службы успешно работают с должниками. А значит, средства алиментного фонда будут максимально возвратными  и поддержат эту группу риска.

Проблемы сирот впервые стали решаться в фокусе  семейной политики, развития института приемных семей и опекунства. И здесь нужен  системный подход, ведь поддержкой приемных семей решаются  вопросы сокращения детских домов, снижения неэффективных расходов бюджета, улучшения качества жизни и воспитания детей.  Самим семьям необходимы службы сопровождения; психологами, помощью в решении жилищных и бытовых проблем. Особенно необходимо помогать  семьям, которые берут детей-инвалидов.

Надо сказать, что благодаря принятым мерам, по сравнению с  2012 годом, когда  в усыновлении и опеке нуждалось 119 тыс. детей, сегодня сирот, оставшихся без попечения родителей и числящихся в банке данных, всего 62 тыс. 

Пожилые. Старость – это единственное предсказуемое будущее, которое ждет всех. К этому надо готовиться. С увеличением продолжительности жизни количество престарелых людей будет увеличиваться. В России уже сегодня более 40 миллионов пенсионеров. Это огромная цифра является также показателем возникающих проблем, которые необходимо решать сегодня вместе со всеми заинтересованными сторонами, а это сами пожилые люди, некоммерческие организации, благотворительные фонды, социально ответственный бизнес. Сегодня успешно реализуются проекты с привлечением частного капитала по обустройству достойной жизни престарелым одиноким гражданам . Это и резиденции для пожилых, другие виды государственно частных пансионатов, стационаров, дневных стационаров для пожилых, проекты по надомному обслуживанию. Залог успеха здесь в стабильном  государственном заказе, гарантированном наполнении и оплаты услуг по нормам, которые уже заложены в бюджет на дома престарелых. Получается даже экономия государственных средств, т.к. благодаря повышению эффективности управления, отсутствия бюрократии разработанной системы налоговых льгот и механизмов, софинансирования гражданами, стоимость услуг для бюджета снижается вполовину.

Приемные семьи для пожилых. Такие проекты работают уже во многих регионах страны. И это тоже не только улучшение качества жизни одинокого пожилого человека, уход, но и наполнение жизни смыслом, полезностью существования, финансовой и человеческой помощью  для приемных семей.

Моя любимая тема – прикладная  к социальной политике -  инструменты  повышения эффективности вложений в социальную сферу:

•          Более широкое внедрение механизмов государственно-частного партнерства, которые решают запросы общества на качественное медицинское и социальное обслуживание, дополнительное образование, массовый спорт.

•          Поддержка семейного бизнеса, введение такого термина в законодательство. микробизнеса, самозанятости, социального предпринимательства.

•          Обеспечение честной и прозрачной конкуренции на рынке соцуслуг некоммерческих и государственных организаций.  Вступивший в силу с 1 января 2015 года закон об основах социального обслуживания граждан в РФ открыл НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов. Работа  негосударственных организаций на рынке социальных услуг позволит им стать полноценными партнерами власти в реализации социальной политики государства.

 

#Социальныйфорум2016  #социальнаяполитика  #семейнаяполитика  #рыноксоцуслуг

Социальные инновации



Возврат к списку

Общественная палата Российской Федерации
На главную Контакты Карта сайта В контакте Facebook Twitter