Войти | Зарегистрироваться
Ваш регион: не выбран
Выбрать регион

Ваш регион не определен по неизвестным причинам. Пожалуйста, выберите его вручную из списка по ссылке "Выбрать регион".

 
Главная » Пресс-центр » Редакторский блог

Редакторский блог

Регион: Все регионы Тематика: Все тематики

«О проекте стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года»

«О проекте стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года»

Уже не первую неделю в экспертном сообществе активно обсуждается проект Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года, разработанный Минстроем России.

Подавляющее большинство отзывов от экспертов имеет отрицательный характер – в адрес Министерства высказано множество критических замечаний. Часть из них, по моему мнению, учесть совершенно необходимо. Перечислю наиболее значимые, по моему мнению, положения критики:

- Тотальное государственное регулирование рынка ЖКХ, прописанное в Стратегии, только закрепляет неэффективность функционирования отрасли, в которой потенциально возможен привлекательный бизнес с гарантированным спросом.

- Ошибочна сама постановка целей. Необходимо задать требования к качеству конечного продукта (услуг), а не к исполнителям этих услуг. Государство должно установить требования к качеству услуг, создать комфортную правовую среду для развития бизнеса в сфере ЖКХ. Более того, в некоторых аспектах (в частности, в том, что касается водного хозяйства) цели не поддерживаются постановкой конкретных задач.

- В положениях Стратегии не учитывается отраслевая детализация, в документе игнорируется отраслевая специфика. В указанной части считаю необходимым учесть замечания представителей Ассоциации водоснабжения и водоотведения.

- Стратегия повторяет негативный опыт федеральных целевых программ в части того, что целевые показатели не выводятся из задач, поставленных в документе. Таким образом, целевые показатели не имеют алгоритмов их достижения.

- В разделе о привлечении инвестиций речь идёт только о механизме концессий. В Стратегии не учитываются возможности, предполагаемые проектом федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписание которого ожидается в ближайшие дни.

- Положения стратегии не корреспондируются с международным опытом. Отсутствуют ссылки на лучшие международные практики. Вместе с тем, в других экономиках переходного периода (от планового к рыночному хозяйству) накоплен значительный опыт в части развития рыночных механизмов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

- Стратегия не соответствует ряду положений федерального закона № 172-ФЗ от 28 июля 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В частности, статьям 1 (отсутствует прогнозирование, планирование и программирование социально-экономического развития; не ставится задач органам государственного и муниципального управления), 2 (Конституция РФ не упоминается как основополагающий документ стратегии), 7 (не предлагается специфических отраслевых приоритетов, принципов построения отрасли), 14 (стратегическое планирование не предполагается обеспечивать через специализированную федеральную информационную систему; в тексте упоминается ГИС ЖКХ, но она не выполняет подобных функций), 19 (отсутствуют отраслевые срезы прогноза социально-экономического развития России).

- В целом, стратегия на 80% отражает то, чем и так занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В ней, по сути, просто сведены в одно целое различные направления деятельности, которую ведёт Минстрой: лицензирование управляющих организаций, региональные системы капитального ремонта, привлечение инвестиций через передачу неэффективных МУПов в концессию.

- В Стратегии не прописано какой-либо вариативности – учтена лишь текущая работа Министерства. Не приведено ни анализа рисков, ни вариантов решения возможных проблем.

Таким образом, представляется очевидным, что в подобном виде Стратегия не должна быть принята. С учетом сказанного, представляется целесообразным несколько иначе структурировать документ, систематизировать его положения по четырем ключевым блокам: 1) ценности, закладываемые в Стратегию, 2) принципы построения Стратегии, 3) цели и задачи стратегии, 4) ключевые показатели, созвучные целям и задачам.

Принимая подобную установку, предлагаю следующее.

I. Ценности.

ü Предоставление качественных услуг потребителям (в конечном итоге, граждане должны получить комфортную среду проживания. Человек должен стоять во главе угла!).

ü Баланс интересов в отрасли. Права, законные интересы и обязанности всех участников сферы ЖКХ (ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, собственников помещений) должны быть ясно сформулированы и сбалансированы.

ü Экологичность (охрана и защита окружающей среды, развитие и использование альтернативных источников энергии, бережное отношение к коммунальным ресурсам, повышение стандартов энергоэффективности).

II. Принципы построения Стратегии.

ü В первую очередь, необходимо указать, что базовым документом для формирования Стратегии является Конституция Российской Федерации.

ü Сформировать основные положения стратегии на базе требований федерального закона № 172-ФЗ от 28 июля 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» - с учетом прогноза социально-экономического развития России и его отраслевых срезов, муниципальной и региональной специфики.

ü Изменить ракурс стратегии с усиления государственного контроля за отраслью в сторону развития предпринимательства, усиления конкуренции, привлечения инвестиций в сферу ЖКХ с учетом широкого спектра механизмов ГЧП и ситуационного подхода (уход от линейной модели передачи убыточных МУП/ГУП в концессию).

ü Максимально учесть опыт рыночного реформирования отрасли ЖКХ в иных экономиках переходного периода.

ü Обеспечение учета географической и экономической вариативности Российской Федерации – необходимо внимательно учитывать региональную специфику, в том числе климатическую и финансовую (уровень дохода граждан, потенциал бюджетов субъектов Российской Федерации к софинансированию различных работ в рамках мероприятий реформы ЖКХ и т.п).

III. Цели и задачи Стратегии.

ü Совершенно необходимо создать экономические предпосылки для стабильной деятельности каждого участника отрасли, позволяющие вести безубыточную деятельность при соблюдении норм законодательства. В таком случае будет обеспечена привлекательность сектора для бизнеса, и сформирована рыночная среда, приемлемая для добросовестной конкуренции.

ü Контроль за реализацией возлагаемых на управляющие организации обязанностей невозможен без создания механизмов доступа управляющих организаций на рынок на основе принципов профессионального ценза, минимальных требований к управляющим организациям, обеспечения (страхования) ответственности за причинение ущерба; сочетания механизмов государственного, общественного и рыночного контроля за деятельностью управляющих организаций. Исходя из этого, целесообразно в среднесрочной перспективе отменить лицензирование организаций, управляющих многоквартирными домами, сделав упор на развитие добровольного саморегулирования. О том, что лицензирование – это временный механизм, говорили и первые лица государства, когда принимали решение о переходе на лицензирование. В Стратегии необходимо предусмотреть необходимость подобного перехода от регулирования к рынку.

ü Проработать вопросы обеспечения качественной рыночной инвестиционной среды (улучшение доступа к финансовым ресурсам, защита прав собственности, повышение конкуренции в отрасли).

ü Разработать нормативную базу для создания новых объектов на принципах ГЧП.

ü Стимулировать активную и ответственную позицию собственников.

ü Закрепить за собственниками помещений в МКД статуса конечного заказчика услуг ЖКХ.

ü Перейти к адресной системе социальной поддержки нуждающихся граждан, усовершенствовать процедуру выдачи субсидий.

ü Усовершенствовать комплекс мер в части стимулирования потребителей к установке приборов учета. Со временем оснащение приборами учета должно стать безусловным. Прозрачный учёт позволит создать условия для решения проблемы небалансов.

ü Усовершенствовать правила технологического подключения к сетям коммунальной инфраструктуры. Правила должны быть единообразными.

ü Учесть специфику отрасли водоснабжения и водоотведения, в частности – прописать необходимость обеспечения минимально необходимой рентабельности основной деятельности водоканалов.

IV. Ключевые показатели, созвучные целям и задачам.

ü Повышение уровня законодательной и институциональной защиты интересов собственников.

ü Модернизация коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов.

ü Снижение нормативного уровня технологических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.

ü Снижение количества аварий и чрезвычайных ситуаций в отрасли.

ü Повышение уровня автоматизации сбора показаний приборов учета до 100%.

ü Повышение доли квартир с возможность поквартирного регулирования и учета тепловой энергии.

ü Повсеместное соответствие вводимых в эксплуатацию жилых домов требованиям энергоэффективности.

Таким образом, уверена, что Министерству предстоит большая совместная работа с экспертным сообществом, в ходе которой предстоит выработать документ совершенно иного качества. Представленный Министерством проект Стратегии должен быть переработан с учетом замечаний профессионального сообщества

Первый зампред Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ Е.Л.Николаева

http://sockart.ru/press_center/editor_column/8664941/

ЖКХ



Возврат к списку

Общественная палата Российской Федерации
На главную Контакты Карта сайта В контакте Facebook Twitter