
Отчеты конкурсов НКО
Проект Победители фестиваля "Содействие-2011". 2 место
Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи "Верас"
Краткое описание деятельности организации:
· Содействие в создании детям и молодым людям с нарушениями развития (с ограниченными возможностями жизнедеятельности) равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества,
· реабилитация и интеграция их в общество.
Название проекта и дата начала реализации:
· Создание Центра лечебной педагогики и социальной адаптации для детей и молодежи с умственными и комбинированными нарушениями в развитии.
Социальная направленность проекта
· Социальная поддержка семей с детьми и молодыми людьми, имеющими инвалидность, для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Категория Номинации: Проект, реализация которого продолжается на момент подачи заявки
Партнеры проекта:
· Генеральный партнер Центра лечебной педагогики – благотворительный фонд «Обнаженные сердца»
Официальные партнеры Центра:
· Администрация города Нижнего Новгорода – предоставление помещения в безвозмездное пользование, денежная субсидия в рамках конкурса «Открытый Нижний», информационная поддержка проекта в рамках фестиваля "Добрый Нижний" и благотворительного марафона «Равные возможности для каждого»;
· Администрация Канавинского р-на г. Нижнего Новгорода - организационная поддержка при согласовании проекта Центра, внешний ремонт здания, благоустройство придомовой территории;
· Глава г. Н. Новгорода Сорокин О.В. – благотворительная помощь из зарплаты за март 2011 г.;
· Правительство Нижегородской области и НРОВПП «Единая Россия» в рамках конкурса проектов «Твое время» - приобретение оборудования для кабинета социально – бытовой адаптации;
· Представительство Детского фонда ООН UNICEF в РФ и компания Amway (проект «Улыбка ребенка») – предоставили уникальное оборудование для сенсорной комнаты;
· ГК «Столица Нижний» - сбор пожертвований через установку ящиков в ТЦ "Этажи", "Республика", "Фантастика" и денежная помощь;
· ЗАО НСС – предоставление абонентам технической возможности пожертвований посредством СМС сообщений, оповещение абонентов о проведении благотворительной акции;
· ООО «СПЛАТ-КОСМЕТИКА» – помощь деньгами,
· Корпорация Intel – помощь деньгами и мебелью,
· Компания KPMG – целевая помощь для оборудования Центра,
· Поволжский филиал ЗАО «Райффайзенбанк» - помощь в ремонте сенсорной комнаты,
· Компания «ЛУКОЙЛ» - ремонт комнаты социально-бытовой адаптации в рамках конкурса социальных проектов,
· НПП «Прима» - помощь деньгами.
Кроме того, поддержку Центру лечебной педагогики оказали компании НИЖФАРМ, Керама - Нижний Новгород, ТК «Лента», ООО «Фирма Рудых», Гордеевский УниверМаг, ГК «Александровский сад», боулинг-клуб «Strike Zone», футбольный клуб «Волга», ООО "Прогресс", ООО "Живая вода", ООО "Вавиан", ТЦ «Шоколад», ТЦ «Seven», ТЦ «Вишнёвый сад», ТЦ "Золотая миля", жители г. Нижнего Новгорода в ходе проведения благотворительного марафона «Равные возможности для каждого».
Краткое описание проекта:
· Проект обеспечивает поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, путем осуществления социального сопровождения для сохранения и упрочения семьи.
· Проект направлен на развитие сетей взаимопомощи семей, воспитывающих детей – инвалидов, социальную адаптацию детей и молодежи с умеренными и тяжелыми формами инвалидности. При этом проблема решается сразу с нескольких направлений: а) со стороны самих детей и подростков с инвалидностью; б) со стороны семей и родительских организаций; в) со стороны потенциальных волонтеров; г) со стороны социально ответственного бизнеса; д) со стороны органов власти и профильных специалистов.
· В результате будет создана модель реализации разноуровневой программы «Ступени» для детей, подростков и молодых людей с инвалидностью, в т.ч. с умственными и сочетанными ограничениями на разных возрастных этапах развития.
· Укрепится социальное партнерство между общественными организациями, учреждениями социальной защиты, образования.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
· Создание условий по социальной адаптации, допрофессиональной подготовке детей и подростков с инвалидностью, включение их в социум,
· обеспечение поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, путем создания условий для адаптивного обучения детей с нарушениями развития, подготовки их к самостоятельной жизни, занятости,
· осуществление социального сопровождения семей в проблемных сферах жизнедеятельности для сохранения и упрочения семьи.
Задачи проекта:
1. Разработка и внедрение социально-инновационных технологий и подходов для поддержки и специального обучения детей и подростков с инвалидностью знаниям, умениям и навыкам по приобретению ими жизненного опыта, адаптации в социуме, реализации своих возможностей.
2. Формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями социальных навыков путем организации и проведения занятий по разноуровневой программе «Ступени»:
· социально-бытовая адаптация
· допрофессиональная подготовка и занятость
3. Психологическая поддержка и активизация потенциала подростков с инвалидностью, их родителей путем проведения индивидуальных консультаций, групп взаимной поддержки, тренингов по самоадвокатированию, информационно – практических семинаров по социальным ре- и абилитационным технологиям в доступном формате.
4. Развитие инновационной модели социального партнёрства общественных организаций, госструктур, учреждений, социально ответственного бизнеса для дальнейшего развития значимых программ в области социализации, допрофессиональной подготовки и интеграции детей и подростков с инвалидностью.
5. Информирование общественности о необходимости и важности развития добровольчества и благотворительности для преодоления изолированности семей, воспитывающих детей – инвалидов, программ ранней помощи семье, социализации, допрофессиональной подготовки и интеграции детей и подростков с инвалидностью.
Механизм реализации проекта, с указанием этапов реализации проекта:
Мероприятия проекта планируется реализовывать, согласно поставленных задач, с применением инновационных методик и технологий.
Задача 1. Разработка и внедрение социально-инновационных технологий и подходов для поддержки и специального обучения детей и подростков с инвалидностью знаниям, умениям и навыкам по приобретению ими жизненного опыта, адаптации в социуме, реализации своих возможностей.
Специалисты междисциплинарной команды НРООПДиМ «Верас» (социальный педагог, спецпедагог, психолог, трудотерапевт, социальный адвокат) планируют разработать карты тестирования (первичное и промежуточное оценивание социальных навыков и потребностей ребенка), индивидуальную программу сопровождения, включающую разделы по социальной интеграции, жизненно – практической сфере, сфере ухода, коммуникации, чувств, занятости, творческой сфере, развитию моторики, физическому развитию и др.
Планируется разработать договор между родителями или опекунами, представляющими интересы ребенка (подростка) и организацией об условиях предоставления и получения услуг на бесплатной основе.
Для детей и подростков, имеющих более сложные и сочетанные нарушения развития, будут разработаны и применены адаптированные технологии обучения, развития коммуникации: четкое структуирование режима дня и занятий, технологические карты с использованием пиктограмм и др. Для работы с подростками, имеющими более легкие ограничения, специалисты разработают рекомендации в виде буклетов и брошюр в доступном для их понимания формате.
Для решения поставленной задачи будет разработана анкета участников проекта, которая должна заполняться родителями с целью последующей обработки специалистами, выявления запроса семей, воспитывающих детей и подростков с инвалидностью, разработки индивидуального реабилитационного маршрута, а также отслеживания динамики развития ребенка. Все полученные данные будут заполняться в социальную карту семьи. Семье будут даны рекомендации по развитию и формированию навыков самообслуживания ребенка с ограничениями дома, получению социальных и образовательных услуг. Обработанная информация будет заноситься в базу данных. Таким образом, будет расширяться база по детям и подросткам с инвалидностью и их семьям, проводиться анализ проводимых мероприятий для последующей разработки социальных услуг по социальной адаптации и допрофессиональной подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями.
Задача 2. Формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями социальных навыков путем организации и проведения занятий по разноуровневой программе «Ступени»:
· социально-бытовая адаптация
· допрофессиональная подготовка и занятость
Для реализации данной задачи деятельность направлена на поддержку и специальное обучение детей и подростков с ограниченными возможностями для приобретения ими жизненного опыта, адаптации в социуме, обеспечения своих основных жизненных потребностей.
В центре лечебной педагогики и социальной адаптации в настоящее время формируются две адаптационные группы. На примере адаптационных групп дневного пребывания апробируются технологии социальной адаптации, формирования трудовых навыков и умений подростков и молодёжи с целью подготовки к самостоятельной жизни в рамках разноуровневой программы «Ступени», согласно международных стандартов АВС: А - "Выпускник", В - "Выбор", С - "Интеграция".
В первую группу включаются дети и подростки с более сложными функциональными нарушениями, которые из-за тяжести своих ограничений не посещают образовательных и других учреждений. На данном этапе планируется проведение подготовки детей и подростков (25 человек) поддерживающей группы в рамках первой ступени – «Выпускник», включающую социально – бытовую адаптацию (СБА):
· обучение предметно – практической, игровой, бытовой и элементам доступной трудовой деятельности;
· формирование навыков самообслуживания и жизнедеятельности;
· развитие навыков коммуникации в доступных видах социальных отношений;
· формирование представлений о себе;
· формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде.
Во второй адаптационной группе занимаются более старшие ребята - подростки с ограниченными возможностями, которые имеют некоторые навыки социализации и готовы к допрофесссиональной подготовке. При чем, во вторую группу включены ребята, как с более легкими ограничениями, так и с более сложными. Это позволит создать условия для внутренней интеграции реабилитационного процесса.
Для ребят старшей группы планируется проведение занятий по второй ступени «Выбор» по следующим направлениям:
· формирование социально значимых навыков, умений и представлений, их применение в доступной деятельности;
· развитие умений использования сформированных навыков для решения повседневных жизненных задач;
· формирование доступной трудовой деятельности: художественное творчество, ведение домашнего хозяйства, кружки по интересам;
· допрофессиональная подготовка: компьютерные навыки, полиграфия, растениеводство, керамика, работа с тканью, в т.ч. шитье, батик и др.
Со стороны нашей организации «Верас» для проведения занятий по допрофессиональной подготовке детей и подростков будут предоставлены компьютер и полиграфическое оборудование: ламинатор, брошюровщик, резак, копировальный аппарат, приобретенное в рамках развития ресурсного центра. В рамках реализации данного проекта приобретается дупликатор для тиражирования информационных и раздаточных материалов во время проведения с ребятами обучающих мастер –классов по полиграфии. Для дополнительного образования подростков - кружки по фотоделу, оригами, работе с бумагой и тканью, театральная деятельность и др. Для более эффективного обучения подростков специалисты междисциплинарной команды «Верас» будут структурировать в доступном формате обучающие программы для ребят. Во время практических занятий по полиграфии подростки научатся делать блокноты, которые будут раздаваться участникам семинаров, проводимых нашей организацией, тиражировать и брошюровать раздаточные материалы для проведения семинаров, подготовят календарь на 2012 год. Это позволит на практике показать специалистам возможности этой целевой группы ребят.
По этому направлению планируется взаимодействие со службой занятости Московского и Канавинского районов г. Нижнего Новгорода по организации занятости и временного трудоустройства подростков – инвалидов, проживающих в г. Нижнем Новгороде.
У каждого подростка с инвалидностью специалисты междисциплинарной команды выявят интересы и возможности, составят индивидуальную программу обучения социальным навыкам. В соответствии со своей индивидуальной программой дети и подростки с инвалидностью будут продолжать развивать навыки работы в коллективе, осваивать новые виды деятельности, сначала при поддержке специалиста, а затем самостоятельно.
Социально-трудовая реабилитация и допрофессиональная ориентация будут проходить по следующим направлениям деятельности:
· Озеленение (цветоводы и садовники)
· Работники хозяйственной службы (дворники и горничные)
· Занятия в компьютерном классе (пользователь ПК)
· Полиграфия
· Прикладное творчество – работа в творческих мастерских: вышивка лентами, бисероплетение, лозоплетение, гончарное дело, швейное дело, художественная роспись, флористика и др.
Для обучения детей и родителей будут привлечены местные специалисты и приглашенные эксперты из Белоруссии.
Для информирования о методах формирования социальных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями специалистам и родителям будут распространены информационно–практические брошюры и буклеты.
Задача 3. Психологическая поддержка и активизация потенциала подростков с инвалидностью, их родителей путем проведения индивидуальных консультаций, групп взаимной поддержки, тренингов по самоадвокатированию, информационно – практических семинаров по социальным ре- и абилитационным технологиям в доступном формате.
Работу с родителями и детьми в рамках проекта планируется проводить постоянно и построить по следующим направлениям:
· психотерапевтическая поддержка, как индивидуальная, так и групповая;
· группы взаимной поддержки для родителей и самих подростков с инвалидностью;
· тренинги по самоадвокатированию, правовым основам, менеджменту общественных организаций.
· просветительская и обучающая деятельность; в т.ч. проведение информационно – практических семинаров в доступном формате по социальной адаптации, допрофессиональной подготовке и занятости.
В первый месяц реализации проекта для родителей и специалистов будут проведены тренинги: «Социальный и медицинский подход к пониманию инвалидности» и «Развитие самоадвокатирования у подростков с инвалидностью».
Активизация родительского потенциала в проекте предусматривается путем проведения групп взаимной поддержки, консультаций семейного психолога. Основным принципом работы специалистов нашей организации является семейно-ориентированный подход с учетом психологических и социальных аспектов каждой семьи и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями. Комплексный подход даст возможность построить работу специалистов непосредственно с семьями, правовое сопровождение и координацию коммуникативных контактов семьи с социальными службами и другими необходимыми учреждениями по месту жительства, детей с инвалидностью со сверстниками.
Для повышения уровня информированности родителей детей - инвалидов, различные специалисты (в т.ч. и приглашенные) проведут в доступном формате тренинги для них. Содержание этих тренингов включает в себя специфические знания о функциональных нарушениях, прогнозе, доступных абилитационных мероприятиях, социально – бытовой адаптации, допрофессиональной подготовке и поддерживающей занятости.
С подростками, имеющими инвалидность, планируется проведение в доступном формате занятий по самоадвокатированию по следующим темам: «Мои имя и фамилия», «Я – член семьи», «Я - гражданин РФ», «Документы», «Моя подпись», «Мои права», Мои обязанности» и т.п.
За время реализации проекта планируется повысить творческий и личностный потенциал детей и подростков с инвалидностью. Одна группа ребят, которые имеют более сложные ограничения, сможет делать рисунки и аппликации для обложек блокнотов и раздаточного материала. Вторая группа подростков с ограниченными возможностями в полиграфической мастерской получит навыки работы с резаком, ламинатором и брошюровщиком. При чем, что очень важно, все ребята увидят результаты своей работы. Дети и подростки первой группы поймут, что они теперь не просто рисуют и клеят, а это их определенная работа, занятость. Ребята второй группы будут заняты подготовкой брошюр с раздаточным материалом и блокнотов для участников семинаров.
Кроме того, за предыдущие три года работы с семьями, имеющими детей с инвалидностью, у нас сформировалась группа активных родителей, которая будет привлечена к работе с другими детьми - инвалидами и их родителями. Поэтому в рамках проекта планируется постоянное проведение групп взаимной поддержки (ГВП) по темам, интересующим подростков с инвалидностью, родителей, где роль ведущих будут выполнять как активные родители, так и сами подростки с ограниченными возможностями. Во время проведения групп взаимной поддержки участники смогут обсудить свои проблемы и тревоги, познакомиться с опытом других в преодолении различных барьеров. При чем, что очень важно, познакомятся и станут участниками процесса, когда негативная ситуация постепенно благодаря объединению целевой группы в решении своих проблем, меняется в позитивную сторону.
Группы взаимной поддержки, проводимые на базе Центра лечебной педагогики и социальной адаптации, станут выполнять функцию неформальной сети социальной поддержки родителей и детей - инвалидов. Общение людей, оказавшихся в похожей ситуации, будет благотворно влиять на личное самочувствие каждого из них, смягчит социальный стресс, чувство изоляции, предоставит возможность для обмена опытом и информацией. Такое общение активизирует самих подростков с инвалидностью, их родителей, стимулирует создание инициативных групп по самопомощи и защите своих прав. Терапевтические тренинги для подростков с инвалидностью станут важным звеном в комплексном подходе и обеспечат более успешное выполнение индивидуальных планов поддержки каждого из ребят.
Задача 4. Развитие инновационной модели социального партнёрства общественных организаций, госструктур, учреждений, социально ответственного бизнеса для дальнейшего развития значимых программ в области социализации, допрофессиональной подготовки и интеграции детей и подростков с инвалидностью.
Проект направлен на расширение механизмов сотрудничества в области семейной поддержки, обеспечения прав на социальную адаптацию, обучение и занятость детей и подростков с инвалидностью по месту жительства. С реализацией проекта будут ознакомлены социальные, образовательные, медицинские и др. учреждения и структуры, НКО, социально ответственный бизнес, работающие в интересах этой целевой группы. Привлечение общественности будет решаться через организацию различных консультаций, работу круглых столов, общественных акций, работу со СМИ, подготовку консолидированных документов и их лоббированию на местном уровне власти.Участники будут ознакомлены с передовыми методиками и подходами в области социальной адаптации, допрофессиональной подготовки, поддерживающей занятости и учебного сопровождаемого проживания, интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями, смогут обменяться позитивным опытом во время проведения семинара – практикума «Этапы формирования навыков социализации и допрофессиональной подготовки у детей и подростков с ограниченными возможностями».
Исходя из вышесказанного, мы видим необходимым изменение взглядов и отношений профессионалов и общественности, переход от старой медицинской модели сегрегационных институций к модели услуг общинного типа, с необходимым вовлечением самих детей и подростков с инвалидностью, их сверстников, родителей и представителей общественных организаций, как равноправных партнеров. С целью преодоления сопротивления традиционной системы на первый план должно выйти новое поколение специалистов и руководителей с новыми взглядами на процессы социализации и интеграции детей с инвалидностью, активизацию родительского потенциала. Особое внимание будет уделяться внедрению современных модельных программ, основанных на сотрудничестве между региональными и местными властями, групп специалистов и родителей, НКО и других заинтересованных сторон. Для формирования нового мировоззрения у молодого поколения, предполагается привлечь для прохождения практики на базе службы социальной адаптации студентов педагогических и других ВУЗов, обучающихся по специальности психолога, социального педагога и др. Иностранные волонтеры, которые по договору с Нижегородской службой добровольцев, будут работать в службе, своим примером покажут студентам возможности взаимодействия с детьми, имеющими инвалидность. Также будут проведены тренинги и семинары для привлечения потенциальных волонтеров: студентов. Родителей, представителей социально ответственного бизнеса, православных прихожан и др.
Полученный родителями, волонтерами, специалистами во время семинаров и мастер – классов опыт в дальнейшем будет распространяться среди коллег в рамках методических семинаров по обозначенным выше тематикам, что позволит обеспечить межведомственный подход и координацию, внедрить альтернативные методы работы в систему государственных учреждений при поддержке общественных организаций.
Задача 5. Информирование общественности о необходимости и важности развития добровольчества и благотворительности для преодоления изолированности семей, воспитывающих детей – инвалидов, программ ранней помощи семье, социализации, допрофессиональной подготовки и интеграции детей и подростков с инвалидностью.
Все мероприятия проекта будут освещены в СМИ. Наша организация имеет постоянных партнеров в СМИ: газета «Здравствуйте, люди», «Нижегородский рабочий», «День города», «Красный Сормович», «Нижегородские новости», телевизионные компании ННТВ, «Волга», радио «Мир», «Образ» и др.
Для того, чтобы столь нужная информация была доступна общественности, мы планируем в рамках данного проекта издать раздаточные информационные материалы в виде брошюры, где будет обобщен опыт развития добровольчества, в т.ч. семейного, проанализированы социальные технологии для интеграции детей – инвалидов в общество.
Информация будет размещаться как на сайте нашей организации, так и рассылаться по электронной почте нашим партнерам.
Уже стало доброй традицией в нашей организации два раза в год проводить Акцию поддержки человеческого достоинства, в рамках которой организуется благотворительная ярмарка изделий детей – инвалидов в канун Рождества и святой Пасхи. Подростки с ограниченными возможностями изготовят собственными руками открытки и праздничные изделия для благотворительной ярмарки в Гордеевском УниверМаге в канун этих праздников. Дети и подростки с инвалидностью прямо в универмаге проводят мастер – класс по декоративно – прикладному творчеству. Ребята сами планируют, как потратить вырученные деньги. Результаты благотворительной акции:
привлечение внимания общественности, социально ответственного бизнеса, депутатов к решению вопросов социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями;
самореализация, формирование чувства достоинства и значимости у детей и подростков с ограниченными возможностями.
Для подведения итогов реализации проекта планируется проведение круглого стола с участием детей и подростков с инвалидностью, родителей, представителей местных и региональных органов власти, бизнеса, добровольцев, руководителей и специалистов социальных и реабилитационных, образовательных учреждений, представителей общественных организаций и СМИ.
Для финансовой устойчивости организации и развития благотворительности «Верас» организует благотворительные мероприятия для бизнеса (боулинг-турнир «Точно в цель!», футбольный турнир «Добрый мяч» и др.) с целью поддержки постоянной деятельности Центра лечебной педагогики и социальной адаптации. Наша организация активно участвует в ставшем уже традиционным Нижегородском городском фестивале добрых дел «Добрый Нижний». Благодаря мощной информационной поддержке фестиваля повышается доверие общественности к некоммерческим организациям.
В декабре 2011г. в Центре лечебной педагогики состоится первый новогодний праздник для детей, посещающих Центр. На праздник будут приглашены партнеры и друзья Центра, которые смогут повеселиться вместе с ребятами и лично вручить им новогодние подарки.
Для партнеров НРООПДиМ «Верас»: бизнеса, частных благотворителей, СМИ и представителей власти в декабре состоится вторая церемония награждения «Новогодняя премия «Верас». Церемония состоится в одном из залов знаменитой Нижегородской ярмарки. На церемонии партнерам, помогавшим организации «Верас» в 2011г., будут вручены дипломы и сувениры, сделанные руками ребят, состоится презентация фандрайзинговых мероприятий и программ «Верас» в 2012г., концерт и новогодняя развлекательная программа с участием ребят и гостей.
Стадия реализации проекта:
Основной базовой площадкой для реализации проекта, направленного на социализацию детей с инвалидностью и преодолению изолированности семей, имеющих детей и молодых людей с инвалидностью, является Центр лечебной педагогики и социальной адаптации, создаваемый Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас».
В конце марта 2010г. администрация г. Нижнего Новгорода предоставила нашей организации в безвозмездное бессрочное пользование помещение площадью 200 кв.м. для создания Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Благодаря помощи благотворителей и проведенной в 2010-11гг. фандрайзинговой кампании в помещении сделан ремонт. С сентября 2011г. в Центре будут организованы группы дневного пребывания и начнутся занятия по социальной адаптации детей и молодежи с инвалидностью по разноуровневой программе «Ступени».
Количество участников и география проекта:
География проекта
· г. Нижний Новгород и Нижегородская область.
Участники:
· Дети и молодые люди с инвалидностью, с умственными и сочетанными ограничениями, регулярно посещающие занятия в Центре лечебной педагогики – не менее 45 человек.
· Семьи, воспитывающие детей- инвалидов – не менее 45.
· Дети с инвалидностью и их семьи из г. Н.Новгорода и Нижегородской области, получающие консультационную помощь в Центре лечебной педагогики – до 100 семей в год.
· Специалисты, работающие в области ре – и абилитации, социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью учреждений социальной защиты, образования, представители НКО и др. - не менее 80 чел.
Ресурсы:
С марта 2010 г. по август 2011 г. для реконструкции, капитального ремонта и оборудования Центра лечебной педагогики и социальной адаптации из разных источников (частная и корпоративная благотворительная помощь, господдержка, средства благотворительных фондов) НРООПДиМ «Верас» привлечено 4 млн. 223 тыс. руб.
Стоимость содержания Центра лечебной педагогики (оплата труда специалистов, коммунальные платежи, доставка детей) составляет 372 тыс. руб. в месяц или 4 млн. 464 руб. в год. В настоящее время продолжается поиск средств и партнеров для постоянного финансирования деятельности Центра лечебной педагогики и социальной адаптации для детей и молодежи с инвалидностью.
Эффективность реализации проекта:
Реализация настоящего проекта позволит получить следующие результаты:
впервые в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области в партнерстве с НКО будет реализована разноуровневая программа «Ступени», включающая современный комплекс оборудования и оснащения для проведения мероприятий по социально-бытовой адаптации детей с инвалидностью, допрофессиональной подготовке и формированию навыков самостоятельного проживания подростков с инвалидностью.
Успешность и эффективность проекта можно оценить по следующим критериям.
· Дети с инвалидностью, имеющие умственные и сочетанные ограничения – не менее 25 человек. Сформируют навыки социально-бытовой адаптации в рамках первой ступени «Выпускник» программы адаптивного разноуровневого обучения «Ступени» во время занятий в ЦЛП на бесплатной основе.
· Подростки – инвалиды, имеющие умственные и сочетанные ограничения – не менее 20 чел. Проведены социально-реабилитационные занятия с использованием технологий социально-бытовой адаптации, допрофессиональной подготовки для 20 подростков и молодых людей с разной степенью ограничений в рамках второй ступени «Выбор» программы адаптивного разноуровневого обучения «Ступени». Разработаны рекомендации для каждого участника, прошедшего социально-реабилитационный курс, для обеспечения возможности дальнейших занятий (по месту жительства), а в последующем и возможного трудоустройства при поддержке структур службы занятости. Все занятия для подростков и молодых людей с инвалидностью будут бесплатными
· В результате дети и подростки с инвалидностью сформируют навыки самообслуживания, элементарные трудовые умения (допрофессиональная подготовка): научатся самостоятельно выполнять определённый вид работы; адаптируются в профессиональной среде для применения своих знаний в различных ситуациях (новые, нестандартные), разовьют способность работать в коллективе. У них будут сформированы навыки планирования деятельности и самоконтроля.
· Семьи, воспитывающие детей- инвалидов – не менее 45. Повысят уровень информированности и знаний о возможностях развития, формирования социально-бытовых навыков и самостоятельности у своих детей. Участие в проекте родителей откроет огромные возможности для положительного психотерапевтического воздействия на семью в целом. Семинары по психологической поддержке, группы взаимной поддержки помогут родителям стабилизировать внутреннее состояние, снять тревогу и страх отторжения обществом, приобрести уверенность в себе, найти свою социальную «нишу», раскрыть свои творческие возможности. В результате родители увидят, что их повзрослевшие дети могут быть не только зависимыми от них, а станут более самостоятельными, участвовать в общественной жизни, как полноправные граждане страны.
· Дети с инвалидностью и их семьи из г. Н.Новгорода и Нижегородской области, получающие консультационную помощь в Центре лечебной педагогики – до 100 семей в год.
· Специалисты Центра будут оказывать консультационную помощь всем семьям, имеющим детей и молодых людей с инвалидностью, обратившимся в Центр на бесплатной основе.
· Специалисты, работающие в области ре – и абилитации, социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью учреждений социальной защиты, образования, представители НКО и др. - не менее 80 чел.
· Обеспечена возможность распространения опыта социализации и интеграции детей с разной степенью ограничений, внедрения разноуровневой программы «Ступени» среди учреждений системы социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области, образования, НКО.
· Совместно с Министерством социальной политики Нижегородской области проведен областной семинар «Этапы формирования навыков социализации и допрофессиональной подготовки у детей и подростков с ограниченными возможностями» и итоговый круглый стол «На пути к самостоятельной жизни: шаг за шагом», посвященный результатам работы по реализации настоящего проекта.
Информирование специалистов и общественности.
· Разработаны методические и информационные материалы об организации и методах проведения социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья – 500 экземпляров.
· Разработаны и изданы брошюры по использованию современных технологий социально – бытовой адаптации, допрофессиональной подготовки детей и подростков с инвалидностью – 500 экземпляров.
· Издан календарь по теме интеграции детей с инвалидностью в социум – 500 экземпляров.
· Организовано освещение реализации проекта в СМИ: газета «Здравствуйте, люди», «День города», «Биржа + карьера», газета «Красный Сормович», социально-информационный журнал «Вестин Поволжья», «Нижегородские новости» и др. не менее 4 публикаций, видеорепортаж телевизионных компаний ННТВ, «Волга» и др., радиорепортаж по местному и областному радио, размещение информации о реализации проекта на сайте нашей организации www. veras.nnov.ru и на сайтах партнерских организаций.
· Проведенные акции по толерантности, выставки работ детей и подростков с ограничениями и другие мероприятия сформируют общественное мнение о необходимости социализации и интеграции детей с инвалидностью, развитию групп взаимной поддержки родителей.
Об организации:
Год основания организации: 2000 г.
Направление деятельности организации:
НРООПДиМ «Верас» осуществляет следующую деятельность:
· ранняя помощь для абилитации детей с особенностями в развитии (от 0 до 3 лет), психологическая поддержка семей;
· проведение развивающих занятий в адаптационных группах для подготовки детей со сложными нарушениями в развитии к посещению образовательных учреждений;
· социальное и психолого – педагогическое сопровождение детей с функциональными нарушениями и их родителей;
· социальная адаптация и реабилитация подростков и молодых людей с сочетанными и сложными нарушениями развития;
· организация поддерживающей занятости и досуга подростков и молодых людей с функциональными нарушениями;
· проведение информационно – практических семинаров для специалистов, групп взаимной поддержки родителей, подростков и молодых людей с функциональными нарушениями;
· проведение конференций по обмену опытом работы для родителей и специалистов.