
Отчеты конкурсов НКО
Проект Победители фестиваля "Содействие-2011". 2 место
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж»
Краткое описание деятельности организации:
· Оказание образовательных услуг на основе федеральных государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов среднего звена медицинского и фармацевтического профиля,
· повышение квалификации для работников медицинского и фармацевтического профиля,
· реализация лицензированных программ дополнительного образования.
Название проекта и дата начала реализации: Проект «Родник добра и любви». Дата начала реализации проекта - 01.01.2010г.
Направленность проекта:
- Постановка проблемы.
В современном мире в обществе стремительно сокращается численность населения из-за существенного превышения смертности над рождаемостью, что является одной из серьезных угроз национальной безопасности страны. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации требует введения комплекса медико-социальных мероприятий.
Сегодня по важнейшим показателям здоровья населения Россия уступает многим странам Европы и мира. Продолжительность жизни в России на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, на 5 лет меньше, чем в Китае.
К особенностям демографической ситуации в Российской Федерации относятся:
- Численность населения, начиная с 1995 г., постоянно уменьшается (с 148 млн. до 141,9 млн. в 2010 г.). Население России трудоспособного возраста ожидает резкое сокращение.
- Низкая общая продолжительность жизни в России (67 лет) имеет рецессивный характер, является самой низкой в Европе и находится на уровне Индии - сотое место в мире.
- Высокая для мирного времени смертность населения, получившая среди ученых термин «сверхсмертность», особенно мужской ее части. В последние 15 лет в России ежегодно умирали более 2 миллионов человек, что в 2 раза больше, чем в Европе и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире.
- Низкая рождаемость и детская смертность.
В качестве основных причин высокой заболеваемости и смертности населения России от различных заболеваний и травм можно отметить нездоровый образ жизни (несбалансированный рацион питания, недостаточная физическая активность, злоупотребление курением и алкоголем, социальный стресс). Инфраструктура учреждений, способствующих ведению здорового образа жизни, развита недостаточно, активная пропаганда бережного отношения к своему здоровью только начинает набирать обороты.
Целью современной социальной политики государства является улучшение социального положения граждан (особенно пенсионного возраста), создание благоприятных условий для реализации их прав на здоровье и полноценного участия в жизни общества, повышение рождаемости и сохранение здоровья женщин и детей.
1.1. Состояние здоровья пожилых людей как социальная проблема.
Численность людей пожилого возраста в России составляет примерно четвертую часть от всего населения. Здоровых граждан из их числа практически нет.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Социальная политика в отношении пожилых граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. N 122, социальных программ федерального, регионального и муниципального уровня, реализация которых направлена на решение задач по улучшению качества жизни старшего поколения.
В работе с пожилыми гражданами по удовлетворению их жизненно важных потребностей, укреплению здоровья, поддержанию их активности особое место принадлежит учреждениям социального обслуживания. Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг. Поскольку клиентами социальных работников являются в значительном количестве случаев люди, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды, лица пожилого и старческого возраста и др.), к социальной работе должны подключаться специалисты, способные всесторонне оценить проблемы клиента. Это требует привлечения в данную сферу деятельности специалистов смежных дисциплин. Прежде всего, медицинских работников.
Решение проблемы здоровья и улучшения качества жизни пожилых людей и инвалидов – это комплексная задача всей социальной сферы – социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и требует согласованных решений и действий многих структур. Министерство социальной защиты населения Свердловской области решает поставленные задачи при поддержке, помощи и в тесном сотрудничестве с другими ведомствами. В этих целях заключены соглашения о взаимодействии в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения с государственными учреждениями системы здравоохранения.
В Свердловском областном медицинском колледже накоплен 12-ти летний опыт подготовки сестринского персонала и социальных работников для оказания медико-социальных услуг. Содержание подготовки интегрировано с западноевропейскими образовательными программами. Колледж в течение десяти лет участвует в международных проектах. Зарубежные партнеры Колледжа: Школа сестринского и акушерского дела им. Флоренс Найтингейл Королевского колледжа Великобритании; Лондонский институт психиатрии, Всемирная волонтерская организация; Фонд Tacis, Know How Fond, факультет социальной работы университета г.Шеффилда (Великобритания), Ассоциация медицинских сестер Канады. На российском уровне представлено участие в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов по лечебному делу и социальной помощи.
В 2010 году в Колледже создан Клуб «60+», как модель поддержки пожилых людей с привлечением студентов, преподавателей, государственных и общественных организаций.
Обучение пожилых людей направлено на приобретение знаний по ведению здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Это является основой в работе Клуба, и воспитывает у граждан активное отношение к своей жизни и здоровью.
Главным направлением в деятельности Клуба является формирование моды на здоровый образ жизни, активное включение в этот процесс пожилых людей, а также студентов Колледжа, различных общественных, религиозных организаций и учреждений.
Деятельность Клуба «60+» осуществлялась в течение 2010-2011 гг. на базе Комплексных центров социального обслуживания населения Кировского и Верх-Исетского районов г. Екатеринбурга.
Категория Номинации: Проект, который реализован и завершен на момент подачи заявки
Партнеры проекта:
· Свердловский областной медицинский колледж;
· Министерство социальной защиты населения: Комплексные центры социального обслуживания населения Кировского и Верх-Исетского районов г. Екатеринбурга.
Краткое описание проекта:
В работе с пожилыми гражданами по удовлетворению их жизненно важных потребностей, укреплению здоровья, поддержанию их активности особое место принадлежит учреждениям социального обслуживания. Поскольку клиентами социальных работников являются в значительном количестве случаев люди, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды, лица пожилого и старческого возраста и др.), к социальной работе должны подключаться специалисты, способные всесторонне оценить проблемы клиента. Это требует привлечения в данную сферу деятельности специалистов смежных дисциплин. Прежде всего, медицинских работников.
Решение проблемы здоровья и улучшения качества жизни пожилых людей и инвалидов – это комплексная задача всей социальной сферы – социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и требует согласованных решений и действий многих структур. Министерство социальной защиты населения Свердловской области решает поставленные задачи при поддержке, помощи и в тесном сотрудничестве с другими ведомствами. В этих целях заключены соглашения о взаимодействии в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения с государственными учреждениями системы здравоохранения.
В 2010 году в Колледже создан Клуб «60+», как модель поддержки пожилых людей с привлечением студентов, преподавателей, государственных и общественных организаций.
Обучение пожилых людей направлено на приобретение знаний по ведению здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Это является основой в работе Клуба, и воспитывает у граждан активное отношение к своей жизни и здоровью.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта – создание условий для формирования комплексной системы оказания медико-социальной помощи и участие в решении проблем пожилых и одиноких людей, которые приведут к повышению их уровня самооценки, снижению уровня раздражительности и тревожности, стабилизации артериального давления и улучшиению общего состояния.
Достижение поставленной цели связано с решением ключевых задач проекта:
- Организация Клубов для пожилых и одиноких людей в г. Екатеринбурге.
- Разработка программ «Школ здоровья» для работы с членами клубов.
- Оказание социально-медицинской и психологической помощи гражданам пожилого возраста.
- Формирование у студентов медицинского колледжа профессиональной культуры в работе с населением.
- Воспитание гуманизма и толерантности у молодежи. Развитие молодежного добровольчества.
- Снятие социальной напряженности, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации.
- Обучение и подготовка студентов к работе в клубах.
- Участие волонтерского движения в мероприятиях проекта, что способствует повышению воспитательного потенциала молодежи, укреплению связи поколений.
Задачи Клуба для пожилых людей «60+»:
1. Оказание информационно-консультативной, медико-социальной и социально-психологической помощи в целях удовлетворения потребностей, направленных на сохранение здоровья и повышение жизненной активности граждан пожилого возраста.
2. Обучение навыкам здорового образа жизни и стимулирование личностного проектирования пожилых людей.
3. Обучение навыкам самоухода. Повышение качества жизни пожилых людей.
4. Создание условий для наиболее полной адаптации пожилых людей в обществе через предоставление им необходимых знаний социальной и медицинской направленности.
5. Использование информационных технологий, как важной части социального взаимодействия в социуме. Обучение граждан пожилого возраста навыкам пользования компьютером.
Дальнейшее развитие системы услуг, предоставляемых пожилым людям.
Механизм реализации проекта, с указанием этапов реализации проекта:
В 2010 г. в Свердловском областном медицинском колледже группа преподавателей и студентов организовала работу по подготовке проекта для реализации программы добровольческой помощи гражданам пожилого возраста города Екатеринбурга.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Разработка концепции проекта и содержание деятельности студентов. Формирование отряда волонтеров. Период: январь-февраль 2010 г.
Вовлечение студентов в добровольческую деятельность и социальную практику позволяет оптимизировать профессиональную подготовку. Добровольчество позволяет студентам участвовать в общественной жизни, что обеспечивает их интеграцию в общество в целом, и профессиональную деятельность, в частности. Для молодежи важна возможность реализации потребности в самовыражении. Добровольчество, основанное на принципах активизации, гласности, добровольности, милосердия и партнерства, позволяет реализовать эту потребность студентов.
Для организации работы молодежи в Клубах разработана учебная программа подготовки студентов по формированию навыков здорового образа жизни у различных категорий населения, попавших в трудную жизненную ситуацию. Программа подготовлена сотрудниками отделения психологического сопровождения студентов колледжа с участием ведущих преподавателей и реализуется в форме тренинга.
Отбор студентов производится из числа старшекурсников Колледжа, ознакомленных с целями проекта и желающих участвовать во всех его этапах. В процессе тренинга студенты намечают конкретное направление деятельности, делятся на группы по 3-4 человека для планирования и осуществления деятельности в клубах.
2 этап. Диагностическое исследование проблем и потребностей пожилых и одиноких людей. Период: март - май 2010 г.
2.1. Оценка необходимости информационно-консультативной помощи гражданам пожилого возраста.
Нами проведено анкетирование 57 граждан.
Анализ полученных анкет свидетельствует о том, что 35% респондентов не знают основных принципов здорового образа жизни, 28% не умеют правильно измерять свое артериальное давление, 52% не знают основ рационального питания.
Результатом анкетирования является следующий вывод. Критерием адаптированности к пенсионному периоду является активность и умение заполнить свое свободное время. Активность должна быть соизмерима с возможностями человека, а хорошая адаптация основана на реальном понимании своего положения в изменившихся условиях и организации здорового образа жизни.
2.1.2. Социально-психологическая диагностика граждан пожилого возраста.
Нами проведено исследование эмоционального состояния у 53 пожилых граждан Центра социального обслуживания населения Кировского района г. Екатеринбурга, на основе которого было выявлено, что из общего количества пенсионеров наибольшее снижение настроения, мотивации к жизни наблюдалось у 60-65 летних граждан (39%). Для них было характерно снижение активности и общительности, недовольство окружающей действительностью.
Вывод: необходимо активизировать реабилитационную и информационно-просветительскую деятельность в работе с людьми указанного пенсионного возраста. Пожилым людям старших возрастов следует обеспечить достойный и качественный уход в период дожития, а с пенсионерами более ранних возрастов и, в особенности, с лицами от 60 до 68 лет следует проводить целенаправленную работу по активизации жизненной позиции.
Запланированы основные направления в работе – оказание психологической помощи и обучение основам здорового образа жизни.
3 этап. Совместная разработка студентами и преподавателями программ деятельности Школ здоровья.
Разработаны и реализуются следующие программы:
· Школа для пациентов с избыточной массой тела. Приложение №1.
· Школа для граждан пожилого возраста «Третий возраст». Приложение №2.
На занятиях «Школы здоровья» студенты отделения «Лечебное дело» и отделения «Сестринское дело» обучают пожилых граждан:
· приемам доврачебной помощи, методам контроля над изменениями состояния здоровья, методам самообслуживания и самоконтроля.
- осуществляют наблюдение за состоянием их здоровья, проводят мероприятия, направленные на профилактику обострения заболеваний, дают первичные навыки ухода за больными.
По окончании обучения в Школах здоровья для лучшего усвоения материала и корректировки учебных программ проводится тестирование. Результаты тестирования в Приложении №1 и №2.
В процессе занятий члены Клуба пришли к мнению, что рекомендуемые студентами Дневники наблюдений за состоянием здоровья пожилых людей вести необходимо, предложили форму ведения дневника, на каждого слушателя Школы здоровья была заведена Индивидуальная карта оказания помощи.
В рамках работы Клубов проводятся дополнительно следующие мероприятия:
- Занятия по курсу «Помоги себе сам» - знания первой самопомощи в трудной ситуации.
· Программа «Мой новый друг - компьютер» - обучение навыкам работы на персональном компьютере дает пожилым людям возможность общения посредством новейших технологий.
- Студенты под руководством преподавателей проводят тренинги, беседы, практические занятия по здоровому образу жизни .
- В режиме «Социальной гостиной» проводятся встречи с интересными людьми – музыкантами, поэтами, врачами.
- Пожилые люди не всегда могут посещать библиотеки, поэтому студенты и сотрудники библиотеки колледжа готовят тематические подборки книг «Книга – в гости в Ваш дом».
- Студенты в режиме «Устного журнала» рассказывают о событиях в мире медицины, передовых технологиях лечения.
· Психологическую помощь оказывают психологи совместно со студентами: обучение способам снятия эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления, развитие коммуникативных навыков.
4 этап. Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов.
Нами разработана и апробирована программа социальной адаптации пожилых людей путем вовлечения их в работу Школы здоровья в рамках деятельности Клуба «60+».
Стадия реализации проекта: Проект находится в стадии реализации, работа будет продолжена в 2011-2012 учебном году.
Количество участников и география проекта:
· За прошедший период в г. Екатеринбурге (Кировский и Верх-Исетский районы) было привлечено к участию в работе Клуба «60+» и «Школы здоровья» 48 студентов.
· 157 благополучателей были охвачены различными видами услуг и поддержки.
· Оказана индивидуально-ориентированная помощь 125 людям пожилого возраста.
· 34 студента принимали участие в праздничных мероприятиях для граждан пожилого возраста.
Ресурсы:
Студентами и преподавателями подготовлен большой объем информационно-методических материалов: Учебные планы, методические пособия, листовки по теме занятий, учебники, методические рекомендации, индивидуальные дневники, Тетради здоровья, Памятки по профилактике заболеваний и т.д.
Использованы материальные ресурсы колледжа:
- Компьютерное оборудование: компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер, проектор, экран, интерактивная доска;
- Пищевые продуктовые наборы для проведения праздников. Наборы посуды.
- Бумага. Сувенирная продукция с символикой колледжа: пакеты, папки, открытки.
- Медицинское оснащение для обследования пациентов: весы, ростомер, тонометр, динамометр, таблица для определения остроты зрения.
- Плакаты: по разным темам -Медицинские диеты, Витамины и др.
- Муляжи – внутренние органы человека.
Организационные и человеческие ресурсы:
· Количество студентов-волонтеров, реализующих программы проекта – 48 чел.
· Преподаватели и сотрудники колледжа – 4 чел.
· Студенты-волонтеры, помогающие в проведении мероприятий – 34 чел.
Эффективность реализации проекта:
· За период 14 месяцев было привлечено к участию в работе 48 студентов. Разработано и реализовано 56 тематических встреч. Оказана индивидуально-ориентированная помощь 125 людям пожилого возраста. Проведено 11 акций. Организовано 7 праздников. 34 студента принимали участие в праздничных мероприятиях для граждан пожилого возраста.
· 157 подопечных были охвачены различными видами услуг и поддержки: коррекция старческих страхов, двигательная моторика, навыки активного образа жизни – 48; групповые тренинги – 53, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки – 43; психосоциальные консультации (одиночество и потеря партнера) – 13.
Позитивные изменения в психофизиологическом состоянии граждан пожилого возраста и инвалидов, посещающих еженедельные занятия:
· У 23% пожилых людей понизился уровень тревожности;
· У 64% повысился уровень самооценки;
· У 59% снизился уровень раздражительности;
· 15% граждан пожилого возраста отметили стабилизацию артериального давления;
· У 25% улучшилось общее состояние.
· Результаты получены на основе анализа заполненных пожилыми людьми анкет и результатов медицинского обследования.
Работа Клуба способствует обеспечению достойной жизни пожилых людей путем реализации мер их медицинской, правовой, психологической поддержки. В рамках реализации проекта закладывается фундамент укрепления социальных установок на здоровое старение и изменение социокультурных стереотипов отношения к пожилым людям.
Форма организации учебной работы студентов позволяет не только на теоретическом, но и на практическом уровне должным образом осваивать специфику выбранной профессиональной деятельности, активно формировать адекватные навыки общения с различными категориями клиентов.
Работа студентов с пожилыми людьми носила не только односторонний, но и двусторонний, диалоговый характер, подразумевающий организацию взаимопомощи между представителями старшего поколения и молодыми людьми.
Дальнейшая разработка проекта предполагает развитие следующих направлений деятельности:
Для студентов Колледжа:
- Повышение социальной активности молодежи, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации на местном уровне.
- Положительные изменения в сознании студентов, повышение уровня их общей культуры; развитие общих и профессиональных компетенций.
Для членов Клуба «60+»:
- Повышение качества жизни пожилых граждан.
- Снижение потребности в услугах лечебно-профилактических учреждений
Совокупность достигнутых результатов и их социальный эффект позволяют говорить о перспективности развития этого направления в учебно-производственной деятельности учреждений среднего профессионального уровня.
Об организации:
Год основания организации: 1930 г.
Направление деятельности организации:
Образовательные услуги