
Отчеты конкурсов НКО
Проект Победители фестиваля "Содействие-2011". 1 место
Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»
Направление деятельности организации:
· оказание содействия химическому и экологическому образованию детей и молодежи путем организации конкурсов, конференций, семинаров, тематических школ и курсов повышении квалификации педагогов средней школы;
· организация и проведения научно-просветительских мероприятий в области химии и экологии;
· методическая и издательская деятельность.
Название проекта и дата начала реализации: Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» (далее - Конкурс), 1996 год
Направленность проекта:
· Проведение Конкурса направлено на объединение усилий детских коллективов и молодежи, занимающихся исследовательской и природоохранной деятельностью в разных регионах России, в деле сохранения природного окружения и культурного наследия на местном, региональном и федеральном уровнях.
· Привлечение подростков к решению экологических проблем будет способствовать формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за спасение жизни на Земле.
Категория Номинации: Проект, реализация которого продолжается на момент подачи заявки
Партнеры проекта:
· ИПСК «НГС-ТЕМПОБУР»
· МИТХТ им. М.В.Ломоносова
· Географический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
· Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН
· Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
· Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества
· Всероссийское общество охраны природы
· Журнал «Химия и жизнь»
· Союз охраны птиц России
· Журнал «Мурзилка»
Краткое описание проекта:
C 1996 года Партнерство регулярно проводит Всероссийские конкурсы «Человек на Земле». Председателем жюри первых двух конкурсов (тогда конкурсы назывались «Вода на Земле») был выдающийся ученый с мировым именем академик Н.Н.Моисеев.
Начиная с 2000 года, жюри конкурса возглавлял известный географ, член-корреспондент РАН А.П.Капица.
Участниками Конкурса становятся не только индивидуальные авторы, но и детские коллективы, которые постоянно осуществляют природоохранную и научно-исследовательскую деятельность. Проекты – это результат работы детей на протяжении нескольких лет по экологическому мониторингу природных объектов, исследованию редких видов растений и животных, а кроме того, это возможность выразить свое отношение к экологическим проблемам родного города, деревни или села, показать пример ответственного поведения в быту, как дома, так и в школе. Проекты осуществляются под руководством творческих, высококвалифицированных педагогов, часто в тесном сотрудничестве с научными учреждениями, ВУЗами и ООПТ. Около 30% руководителей имеют научную степень или привлекают ученых консультантов к работе над проектом.
Организаторами приветствуются работы, выполненные семейными коллективами, так как важно, чтобы именно в семье закладывались основы экологической культуры, для чего были разработаны специальные методические рекомендации о том, как родители могут вместе с детьми исследовать природу. В этом году получено около 25% таких работ.
Проекты в номинации «Этнографические исследование» дают возможность авторам раскрыть свой творческий потенциал при изучении истории родного края, народных традиций и культуры. Что является чрезвычайно важно для воспитания современной молодежи в духе патриотизма и дружбы народов.
Для развития дополнительного образования в области экологии необходимо, чтобы как можно более широкий круг общественности мог узнать о работе таких коллективов, чтобы она была оценена обществом и поддержана на государственном уровне, чтобы коллективы узнали друг о друге и смогли обмениваться опытом. Именно с этой целью проводится конференция победителей Конкурса, которая является эффективной формой коммуникации и взаимодействия подрастающего поколения, активных педагогов и профессионалов в сфере экологии.
Таким образом, проект Конкурса полностью соответствует заявленной номинации, так как способствует развитию дополнительного образования, творчества, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи, а также укреплению профессиональных контактов участников процесса социальной модернизации России.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап:
1.1. Разработка условий конкурса, согласование условий с соучредителями Конкурса, привлечение благотворителей, разработка Положения о Конкурсе, определение приоритетных направлений научно-исследовательских и практических проектов в области экологии (номинаций Конкурса).
Срок: сентябрь-ноябрь
1.2. Рассылка информации о конкурсе,
создание региональных комиссий по проведению 1-го этапа конкурса, публикация в СМИ
Срок: январь-февраль
1.3. Изготовление Бланков Дипломов «Хранители Земли» в типографии. Срок: декабрь
Основной этап:
2.1. Регистрация поступающих работ
Срок: декабрь
2.2. Организация рецензирования поступивших работ. Срок: январь-февраль
2.3. Подведение итогов, принятие Решения жюри
Подготовка публикаций на сайте Партнерства. Срок: март
Этап развития:
3.1. Разработка программы Летней школы для победителей Конкурса. Срок: февраль
3.2. Рассылка приглашений победителям Конкурса, приглашаемых к участию в Летней школе. Срок: март
3.3. Изготовление Дипломов «Хранители Земли» (набор, распечатка, подпись у председателя жюри) Срок: апрель-май
3.4. Рассылка Дипломов и свидетельств участникам конкурса. Срок: май-июнь
3.5. Подготовка и проведение Летней школы. Срок: март-июнь
3.6. Поддержка сайта Партнерства – постоянно.
Цели и задачи проекта:
Цель: формирование экологической культуры –важной составной части культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой.
Важнейшими задачами конкурса являются:
· приобщение школьников и дошкольников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;
· формирование навыков исследовательской деятельности учащихся;
· поддержка детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;
· развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.
Стадия реализации проекта:
Проект Конкурса на 2011-2012 гг. находится в стадии разработки (с 1996 года Конкурс проводится регулярно каждые два года)
Количество участников и география проекта:
За 15 лет проведения в Конкурсе приняли участие более ста тысяч детей и подростков практически из всех регионов России от Калининграда до Камчатки.
В первом и втором заочных турах 8-го конкурса 2009-2010 гг. приняли участие более двух тысяч проектов из 425 городов и 265 поселков, деревень и сел 64-х регионов России, а также из Одесской области Украины.
Ресурсы:
Информационные ресурсы проекта:
Положение о Конкурсе распространяется по базе контактов руководителей детских экологических объединений и на официальном сайте организации, а также через партнеров и учредителей Конкурса (см. п. 7)
Материальные ресурсы проекта:
источником финансирования являются добровольные пожертвования благотворителей (ИПСК «НГС-ТЕМПОБУР»). Стоимость реализации проекта –1 269 840 руб. (в том числе 1 024 030 руб. – проведение летней школы-конференции «Хранители Земли», с участием педагогов-руководителей и авторов проектов (100-150 чел), оплата проживания и питания участников, организация мероприятий).
Организационные и человеческие:
В качестве экспертов привлечены более 30 кандидатов и докторов наук, научных сотрудников и аспирантов МГУ им. М.В. Ломоносова, Института археологии РАН, Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Московского государственного университета инженерной экологии, Союза охраны птиц России, МГДД(Ю)Т, АНО ЭкоЦентра «Заповедники».
Эффективность реализации проекта:
· Участники конкурса приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды.
· Дети приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, студентами, учеными и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников и всего населения.
В 2009-2010 гг. Конкурс проводился по следующим номинациям:
· Растения и животные в экосистемах
· Проблемы природных экосистем
Экологические проблемы поселений. Проблемы экономии ресурсов
· Этнографические исследования
· Первые шаги в экологии
В соответствии с Положением, жюри располагает большим спектром наград – семь ступеней Диплома «Хранители Земли»: от начальных ступеней – до высшей – Седьмой ступени, что дает возможность поощрить как можно больше участников Конкурса и их руководителей, а также повысить мотивацию дальнейших исследований в области экологии.
Показатели:
· Проекты, поступившие на региональный этап Конкурса – 2 147 проектов.
· Проекты, поступившие для участия во всероссийском этапе – 706 проектов.
· Регионы РФ – 64 региона.
· Коллективы (2-ой этап) – 313 коллективов.
· Индивидуальные авторы (2-ой этап) – 375 авторов.
· Семейные коллективы (2-ой этап) – 182 авторов.
· Учебные заведения (2-ой этап): школы – 482, центры дополнительного образования и др. – 206.
· Возраст авторов: дошкольники и школьники с 1 по 4 класс – 19,8%, школьники с 5 по 8 класс – 27,6%, школьники с 9 по 11 класс и студенты – 52,6%
· Руководители: биология/химия – 36,7%, география/экология – 16,3%, педагоги дополнительного образования – 21,9%, другое – 25,1%
· Педагогический стаж руководителей: более 35 лет – 6%, от 20 до 35 – 42,4%, от 10 до 20 – 38,3%, от 5 до 10 – 5,9%, менее 5 лет – 7,3%
· Награждены Дипломами «Хранитель Земли»:
· Седьмая ступень – 21 проект
· Шестая ступень – 75 проектов
Пятая-Вторая ступени – 166 проектов
· Награждены руководители: 96 проектов
Об организации:
Год основания организации: 1991 г.
Краткое описание деятельности организации:
Проведение Менделеевского конкурса студентов химиков и Всероссийского конкурса детских научно-исследовательских экологических проектов, организация и проведение конференций по итогам конкурсов, курсов повышения квалификации учителей химии «Ученые-химики – учителям химии. Место современной химии в естествознании» и других научно-просветительских мероприятий, издание книги Л. Стрельниковой (главный редактор журнала «Химия и жизнь») «Из чего всё сделано? Рассказы о веществе».