Войти | Зарегистрироваться
Ваш регион: не выбран
Выбрать регион

Ваш регион не определен по неизвестным причинам. Пожалуйста, выберите его вручную из списка по ссылке "Выбрать регион".

 
диплом о высшем образовании
Главная » Некоммерческие организации » Отчеты конкурсов НКО » Победители фестиваля "Содействие-2011". 1 место

Отчеты конкурсов НКО

Здесь представлены все значимые мероприятия НКО, ежегодно проходящие в Москве: Социальные Форумы России, Всероссийские Фестивали социальных программ «СоДействие», Всероссийский конкурс годовых отчетов НКО "Точка отсчета 2011", Съезд некоммерческих организаций России "ГОСГРАНТ и другие. Знакомьтесь с коллегами, учитесь и делитесь знаниями, узнавайте о лучших практиках СО НКО победителей Всероссийских конкурсов НКО.

Проект Победители фестиваля "Содействие-2011". 1 место

Автономная некоммерческая организация помощи детям с ограниченными возможностями “Обещание”

Краткое описание деятельности организации: АНО “Обещание” оказывает социальную поддержку детям с ограниченными возможностями. Эта помощь осуществляется в форме индивидуальной работы с детьми по обучающей модели “Портаж” (“Portage”) по развитию у них навыков в таких областях, как социализация, самообслуживание, двигательная активность, речевая и познавательная деятельность.

В настоящее время программа АНО “Обещание” по помощи детям с ограниченными возможностями включает в себя:

· Индивидуальную работу по модели “Портаж” с 29 детьми в ГУЗ Рязанский Дом ребенка.

· Индивидуальную работу по модели “Портаж” с 45 детьми в ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” (30 из них – дети с особенно серьезными нарушениями развития).

· Индивидуальную работу по модели “Портаж” с 22 семьями в Рязани с вовлечением студентов-волонтеров (9 студентов, 23 ребенка).

· Содействие Благотворитель-ному фонду помощи детям-инвалидам “Наши дети” (г. Рязань) в подготовке по проведению пилотного проекта работы по модели “Портаж” с 8 детьми.

· Содействие в подготовке к началу осуществления пилотного проекта “Портаж” в Московском Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Ясенево” (вначале с 4 детьми).

· Содействие в подготовке к началу осуществления пилотного проекта “Портаж” в Шиловском муниципальном образовательном Центре психолого-медико-социального сопровождения “Родник”.

· Работу по подготовке новых сотрудников и студентов-волонтеров к осуществлению индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями по социальной модели “Портаж”.

· Работу со студентами-волонтерами по активному включению их в общественно-полезную деятельность – в процесс оказания адресной социальной помощи рязанским семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

Завершается процесс адаптации социальной модели “Портаж” к российской действительности, завершается процесс подготовки к началу осуществления проекта

“Изменим к лучшему жизнь детей с ограниченными возможностями”.

Созданию Автономной некоммерческой организация помощи детям с ограниченными возможностями “Обещание”, решение о государственной регистрации которой принято 07 июня 2010 года Управлением Министерства юстиции, предшествовала напряженная, новаторская и плодотворная работа, осуществлявшаяся в Рязани и области сотрудниками стационарных учреждений и студентами-волонтерами РГУ имени С.А. Есенина при содействии энтузиастов, коллег из британской благотворительной организации “ThePromise”, имеющей положительную репутацию за рубежом и получившей признание в России.

Работа по использованию модели “Портаж” для оказания социальной поддержки детям с ограниченными возможностями, а также социальной поддержки семьям, имеющим таких детей, проводится с 2005 года в ГУЗ Рязанский Дом ребенка. По модели “Портаж” с 2006 года осуществляется работа и в некоторых рязанских семьях, которые имеют детей с ограниченными возможностями, с участием волонтеров – студентов, обучающихся в РГУ имени С.А. Есенина по специальностям “Психология”, “Дефектология”, “Логопедия”. Кроме того, и в Елатьме, в ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” дети получали и сейчас получают услуги наших сотрудников по методике “Портаж”.

Результатом данной работы стало то, что иностранные семьи усыновили многих мальчиков и девочек из Рязанского Дома ребенка. Кроме того, теперь большинство воспитанников этого учреждения переводится по достижении возраста 4-х лет в коррекционный детский дом-интернат в Елатьме, а не в отделение “Милосердие” Елатомского детского дома-интерната.

Те дети в Елатьме, с которыми занимались по модели “Портаж”, стали проявлять интерес к окружающей среде и общаться с окружающим миром, усвоили многие навыки, в том числе и по социализации. Таким образом, теперь они выражают свои эмоции, произносят звуки и слова. Многие воспитанники научились есть ложкой и могут самостоятельно одеваться и умываться, чистить зубы, сидеть и ползать. Несколько лет назад дети в отделении “Милосердие” только лежали в кровати, теперь же многие из них ходят с ходунками, с минимальной помощью взрослых, а некоторые даже самостоятельно.

Дети же, живущие в семьях и получающие услуги по методике “Портаж”, больше и больше начинают посещать обычные детские сады и коррекционные школы, о чем их родители ранее не могли даже и подумать.

Таким образом, использование модели “Портаж” позволяет оказывать огромное влияние на положительную динамику в развитии способностей детей, в приобретении ими и развитии у них жизненно важных навыков.

Организация существует исключительно на пожертвования юридических и частных лиц. Название проекта и дата начала реализации: “Изменим к лучшему жизнь детей с ограниченными возможностями” (социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями: воспитанников стационарных учреждений – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, живущих в семьях, в том числе и оказание социальной поддержки родителям – социальный патронат семей с привлечением студентов-волонтеров).

Дата начала проекта – 01 сентября 2011 года.

Направленность проекта, проблемы, на решение которых направлен проект и которые он должен устранить:

Проект направлен на содействие в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями – воспитанников стационарных учреждений, а также детей, воспитывающихся в семьях.

Социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов, живущих с родителями, осуществляется в форме оказания безвозмездных услуг по социальному обслуживанию этих детей и их семей, что в конечном счете является неоценимой поддержкой семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим, насколько актуален проект и социально значим. Если в семье рождаются дети с проблемами в развитии, родители часто отказываются от них еще в роддомах. Приняв на себя ответственность за воспитание необычного ребенка, родители вынуждены сами искать специалистов по питанию, по развитию навыков в области самообслуживания, двигательной и познавательной деятельности, речи. В нашей стране очень мало специалистов по сопровождению раннего развития детей с особенностями, в регионах их практически нет. К тому же, в таких известных организациях Москвы, как, например, Центр лечебной педагогики, существует очередь на год вперед на 300 человек для встречи со специалистом. Для членов семьи переживание факта аномальности ребенка – серьезной испытание, и его далеко не все выдерживают. Сталкиваясь со сложностями в воспитании, отцы нередко уходят из семьи. Положение неполной семьи усугубляется отсутствием финансовой и моральной поддержки. В такой ситуации, поддаваясь общественному мнению, а нередко и уговорам врачей, родители часто отдают ребенка в стационарное учреждение, так и не дав шанса на то, чтобы он (ребенок) имел счастливое детство. Из-за своих особенностей такие дети практически не имеют возможности приобрести приемную семью.

Что же ожидает необычных детей, которые попадают в дома ребенка? Даже если в этих учреждениях работают прекрасные специалисты, ребенок уже никогда не получит той теплоты, нежности, которые окружают его в семье (так, на одного воспитателя в ГУЗ Рязанский Дом ребенка приходится от 6 до 10 детей). Между тем известно, что без родительской любви и обычные дети плохо развиваются. Поэтому, не имея на постоянной основе индивидуального положительного эмоционального контакта со взрослыми, дети с ограниченными возможностями начинают еще больше отставать в развитии. Из ГУЗ Рязанский Дом ребенка в возрасте четырех лет дети со средней и с тяжелой степенью психофизических отклонений переводятся в ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” (для детей с серьезными нарушениям в интеллектуальном развитии): в отделение “Милосердие”. Так, данные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказываются в системе пожизненного социального обеспечения, где они не получат возможности научиться обслуживать себя, говорить и т.п., ведь в штате отделения “Милосердие” даже не предусмотрены ставки специалистов (есть лишь санитарки, да и то несколько человек на 45 детей, а дети лежачие), поскольку воспитанники с тяжелыми и множественными нарушениями развития считаются не подлежащими обучению. Это типично для стационаров госпитального профиля. Однако дети с серьезной патологией особенно нуждаются в ранней помощи для овладения жизненно важными навыками (самообслуживания, социализации).

Созданные социальные службы не готовы оказывать социальную, психологическую реабилитацию детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития (готовы лишь тем инвалидам в возрасте от 3 до 18 лет, которые не требуют постороннего ухода и не имеют ограничений в самообслуживании). Основную же часть детей-инвалидов (не менее двух третей) составляют дети с расстройством психики и нервной системы, дети с множественными нарушениями развития (средней и тяжелой степени).

Очевидно, что, хотя российское законодательство соответствует мировым стандартам в вопросах заботы о детях-инвалидах, хотя в нашей стране и существует законодательная база как фундамент для интеграции проблемных детей, у нас до сих пор наблюдается дефицит услуг в системе реабилитации, что позволяло бы ребенку нормально жить и нормально обучаться. Понятно, что кардинальные изменения в сфере реабилитации и образования, создания государственной системы эффективной помощи детям с выраженными серьезными нарушениями развития еще не произошли. Но именно раннее выявление проблем в развитии ребенка и своевременная профилактика начала вторичных отклонений обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Поэтому фактическое отсутствие системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, развитой государственной системы оказания им ранней помощи болезненно отражается на этих детях. Об этом, то есть о необходимости ранней помощи, уже шла речи в июне 2011 года на встрече представителей известных благотворительных фондов Москвы и Санкт-Петербурга с Президентом России Д.А. Медведевым, о чем он пообещал подумать.

Между тем количество детей с ограниченными возможностями не уменьшается, а наоборот, согласно данным Госкомстата, возрастает каждые пять лет на 15-20 процентов. При этом, обратившись к “Концепции семейной политики Рязанской области на 2007-2015 годы”, мы не найдем в ней ничего, что говорило бы о социальной поддержке семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Таким образом, исполнительные механизмы не проработаны, и это становится реальной проблемой, в связи с чем, внедрение модели адресной ранней помощи детям-инвалидам приобретает особую остроту и актуальность.

Партнеры проекта:

В реализации проекта АНО “Обещание” опирается на сотрудничество с Государственным Учреждением Здравоохранения Рязанский Дом ребенка специализированный для детей с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики, Государственным стационарным учреждением социального обслуживания “Елатомский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии” – в рамках договоров о сотрудничестве с данными организациями, а также на сотрудничество с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина” и с Государственным образовательным учреждением Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Ясенево” (г. Москва).

Организации, участвующие в административной поддержке проекта: Общество с ограниченной ответственностью “Специализированная бухгалтерская контора “Профит” (в том числе и информационная поддержка); Министерство социальной защиты населения Рязанской области; РГУ имени С.А. Есенина, Центр практической психологии.

Организации, участвующие в информационной поддержке проекта: Центр практической психологии (РГУ имени С.А. Есенина).

Организации, участвующие в финансовой поддержке проекта: Британская благотворительная организация “ThePromise”.

Информационная и иная поддержка проекта ожидается и со стороны Комитета по делам молодежи Рязанской области.

Краткое описание проекта: Проект направлен на апробацию и внедрение модели успешной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: воспитанников ГУЗ Рязанский Дом ребенка и ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат”, а также детей, живущих в семьях Рязани. Помощь этим детям оказывается по системе “Портаж” (анг. “Portage”), позволяющей им приобретать и развивать жизненно важные навыки в области самообслуживания, социализации, познавательной, речевой деятельности и двигательной активности. Британская модель, предназначенная для оказания помощи детям, живущим в семьях, была в качестве эксперимента применена в Рязани не только в семьях, но и в двух стационарных учреждениях, в Рязани и области (с 2005 по 2010 года). После этого модель была адаптирована к условиям российской действительности.

Таким образом, модель, уже прошедшая первичную адаптацию к условиям российской действительности, может быть апробирована и использована в качестве образца для других в накоплении опыта оказания ранней помощи – на базе команды, осуществляющей деятельность на территории ГУЗ Рязанский Дом ребенка. Ведь именно сюда, а не в семьи или в Елатомский стационар госпитального типа, могут приходить будущие сотрудники других учреждений и студенты-волонтеры для приобретения навыков практической работы.

В настоящее время мы считаем необходимым искать пути информированности заинтересованных структур, организаций о возможности использования указанной модели их собственными силами.

Реализация проекта приведет к уменьшению количества детей, попадающих в стационарные учреждения из-за отсутствия жизненно важных навыков. Дети, находящиеся на воспитании и попечении в сиротских учреждениях, смогут в результате обрести семью (быть усыновленными) либо перейти из домов ребенка в коррекционные дома-интернаты, а не в систему пожизненного социального обеспечения.

Итак, деятельность по проекту позволит не только помочь особенным детям приобретать и развивать жизненно важные навыки, но и апробировать необычную для России модель оказания ранней помощи таким детям с целью внедрения ее (модели) как в работе в семьях, так и в организациях: государственных (например, в стационарных учреждениях и центрах, в том числе в центрах социального обслуживания), а также в благотворительных организациях).

Цели и задачи проекта:

I.Цели проекта:

1.Внедрение модели оказания ранней помощи силами команды сотрудников АНО “Обещание” – команды, осуществляющей деятельность на территории ГУЗ Рязанский Дом ребенка.

2.Обеспечение более 100 живущих в Рязани и Рязанской области детей с ограниченными возможностями ранней помощью по социальной модели “Портаж”.

II.Задачи проекта:

1. Оказание адресной ранней помощи по социальной модели “Портаж” детям с ограниченными возможностями (главным образом с умеренной и тяжелой степенью нарушений в развитии) – воспитанникам ГУЗ Рязанский Дом ребенка и ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” сотрудниками АНО “Обещание”.

2. Организация социального патроната семей, имеющих детей с проблемами в развитии, силами команды студентов-волонтеров, студентов РГУ имени С.А. Есенина (работа под руководством сотрудника АНО “Обещание”), которые прошли специальную подготовку по модели “Портаж”.

3. Информирование общественности и семей, имеющих детей с особенными потребностями, о возможности получения безвозмездной помощи данной категории детей через создание и поддержку сайта АНО “Обещание”, на котором будет размещаться информация о социальной модели “Портаж” и ее применении в оказании ранней помощи в стационарных учреждениях, в семьях, в государственных и благотворительных центрах; информирование для консультации родителей, обмена опытом и повышения уровня профессионального мастерства специалистов раннего вмешательства.

4. Подготовка новых сотрудников и волонтеров проекта по оказанию ранней помощи с использованием модели “Портаж”; повышение квалификации (уже прошедших подготовку сотрудников, включая студентов-волонтеров) посредством семинаров, конференции, мастер-класса, а также стажировок на базе команды, осуществляющей деятельность на территории ГУЗ Рязанский Дом ребенка.

5. Подбор и подготовка волонтеров для осуществления деятельности по проекту (с тем, чтобы предоставить молодежи, студентам возможность участия в добровольческой деятельности и охватить в работе большее количество детей/семей).

6. Улучшение качества и расширение сети безвозмездных услуг по оказанию в семьях (имеющих детей с ограниченными возможностями) ранней помощи по социальной модели “Портаж” с привлечением студентов-волонтеров, в том числе и студентов медицинского университета, через создание второй команды “Портаж”, в которую войдут как опытные студенты, так и только прошедшие подготовку.

7. Обмен опытом работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями с использованием социальной модели “Портаж” и распространение этого опыта (посредством проведения семинаров, круглых столов и др. подобных мероприятий, публикаций, создания и использования сайта организации).

8. Организация системы мониторинга индивидуального развития детей, которым оказывается ранняя помощь по модели “Портаж”, публикация отчетов о деятельности сотрудников организации, фото- и видеоматериалов об этапах реализации проекта, о проведении мероприятий (с соблюдением прав и интересов детей и их семей).

Механизм реализации проекта, с указанием этапов реализации проекта:

Для достижения поставленных целей АНО “Обещание” в рамках проекта “Изменим к лучшему жизнь детей с ограниченными возможностями”:

1.Проводит индивидуальную работу с детьми с ограниченными возможностями по социальной модели “Портаж” по развитию жизненно важных навыков: навыков в области самообслуживания, социализации, речевой и познавательной деятельности, а также двигательной активности – с воспитанниками ГУЗ Рязанский Дом ребенка (8 сотрудников вместе со старшим специалистом по работе с детьми – всего охватывают 29 детей); с воспитанниками ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” (15 сотрудников вместе со старшим специалистом по работе с детьми – всего охватывают 45 детей).

2. Организует в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, индивидуальную работу с родителями по использованию ими социальной модели “Портаж” для развития жизненно важных навыков: навыков в области самообслуживания, социализации, речевой и познавательной деятельности, а также двигательной активности (работа осуществляется родителями, при этом предусматривается еженедельное посещение семьи специалистом/подготовленным студентом-волонтером, проводящим в семье до 1 часа; родители и специалисты располагают четкой структурой, разработанной для каждого посещения; работу проводит команда из 9 волонтеров под руководством старшего сотрудника-психолога – всего охватывают 22 семьи).

3.Формирует новую (вторую) команду студентов-волонтеров (от 6 до 8 человек) для осуществления деятельности в семьях по развитию жизненно важных навыков детей с ограниченными возможностями по социальной модели “Портаж” – по оказанию ранней помощи.

4.Использует модель (образцово-показательный центр), постоянно действующую в течение года на базе команды сотрудников АНО “Обещание” – команды, которая осуществляет работу на территории ГУЗ Рязанский Дом ребенка по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями (с тем, чтобы модель данной работы распространялась в других учреждениях и организациях Рязани, области и в иных местах России и была тиражирована). Сюда приходят и приезжают для приобретения практического опыта, стажировки, обмена опытом, решения возникающих проблем будущие сотрудники и студенты-волонтеры, приезжают уже прошедшие подготовку специалисты из других центров, организаций для воспроизведения модели, делаются фотоснимки и видеофильмы.

5.Оказывает, в рамках договоров о сотрудничестве, информационную и консультационную помощь другим организациям (государственным образовательным центрам, благотворительным организациям, центрам социального обслуживания населения) в налаживании и осуществлении индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями по социальной модели “Портаж” по развитию жизненно важных навыков – навыков в области самообслуживания, социализации, познавательно и речевой деятельности и двигательной активности.

6.Создает и использует собственный сайт для размещения на нем, с целью распространения информации о социальной модели “Портаж” и ее применении в оказании ранней помощи в стационарных учреждениях, в семьях, в государственных и благотворительных центрах; для распространения информации о работе сотрудников и об успехах в развитии жизненно важных навыков у детей с ограниченными возможностями; для приглашения в образцово-показательный центр оказания ранней помощи с целью знакомства с моделью работы, накопленного опыта, прохождения практики и т.п.; для обобщения результатов работы по проекту оказания ранней помощи с использованием социальной модели “Портаж” за период как первоначальной апробации модели, так и текущей, которая была адаптирована с учетом опыта, накопленного за первый период апробации, и особенностей российской действительности.

7.Проводит круглые столы и другие мероприятия по теме социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями, организует мероприятия по обмену опытом работы с детьми с ограниченными возможностями.

8.Объединяет родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в группу единомышленников, приглашая их на встречи, семинары по теме развития нетипичного ребенка.

9.Приглашает в Рязань специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями: специалистов в сфере оказания ранней помощи; направляет своих сотрудников в служебные командировки в Москву и командировку в Санкт-Петербург в целях обмена опытом, а также внедрения модели оказания ранней помощи с применением системы “Портаж”.

10. Организует праздники для семей (Новый год и Рождество, День защиты детей) и для воспитанников двух стационарных учреждений.

11. Организует:

- семинар по подготовке собственных тренеров для проведения семинаров по теме “Основные принципы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями по модели “Портаж” (из числа своих сотрудников и студентов-волонтеров);

- семинар “Основные принципы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями по модели “Портаж” для подготовки новых сотрудников, в том числе и студентов-волонтеров, специалистов из других организаций, а также для повышения квалификации уже прошедших подготовку сотрудников и студентов-волонтеров.

12.Проводит изучение, обобщение, интерпретацию опыта работы в данной области за рубежом с целью возможного применения в российской действительности. Содействует проведению научных исследований результатов работы с детьми с ограниченными возможностями по развитию навыков с использованием социальной модели “Портаж”.

13.Устанавливает и поддерживает связи с заинтересованными государственными и общественными структурами, чья деятельность направлена на повышение уровня жизни и здоровья детей с ограниченными возможностями; привлекает внимание государственных, общественных, коммерческих и др. организаций в Рязанской области к проблеме детей с особенными потребностями.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный этап: сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 года.

На этом этапе утверждаются планы совместной работы со стационарными учреждениям и РГУ имени С.А. Есенина. Участники проекта обеспечиваются необходимыми материалами. Начинается работа образцово-показательного центра, которая осуществляется в течение года. Продолжается работа в Елатомском детском доме-интернате, работа в семьях. Проводится первичная оценка уровня развития навыков детей на всех трех действующих “площадках”. Происходит подбор и отбор студентов-волонтеров из числа уже прошедших подготовку в мае 2011 года. Отобранные студенты начинают проходить практическую подготовку, стажировку в образцово-показательном центре. Составляется график посещений центра для студентов-волонтеров и для сотрудников. Проходят систематические встречи сотрудников команд, в том числе и студентов-волонтеров, по обсуждению результатов работы. Начинается работа по созданию сайта организации. Проводится семинар по правилам составления ежемесячных письменных отчетов старших сотрудников команд. Ежемесячно на всех трех “площадках” составляются письменные отчеты о результатах работы с детьми. Отчеты обрабатываются в Центре практической психологии РГУ имени С.А. Есенина. Устанавливается связь с центрами в Шилово, в Москве, с Благотворительным фондом Рязани “Наши дети”. В ноябре студенты, отобранные для работы, вливаются в уже действующую команду волонтеров, и за каждым добровольцем закрепляется от двух до трех семей. Проводится подготовка к семинару для родителей, к праздникам (Новый год, Рождество).

Второй этап – этап активной реализации проекта: декабрь 2011 года, январь, февраль 2012 года.

На этом этапе проекта начинается пилотный проект по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями в центрах в Шилово, в Москве, в Рязани. В каждом центре создается команда работников.

В декабре команда студентов-волонтеров делится на две, так чтобы в каждой были и опытные, и “новички”. Работу второй команды начинает возглавлять новый старший сотрудник – из числа “опытных” студентов-волонтеров.

Проводится семинар для семей о психологии родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями (с приглашением специалиста из Москвы).

В январе проводятся праздники для воспитанников стационарных учреждений, а также для семей.

Идет подготовка к семинару для родителей, с приглашением специалиста из Москвы – из Центра лечебной педагогики.

На сайте организации размещается информация для родителей детей-инвалидов, с целью объединения семей и поддержки (информационной, консультационной).

Организуется поездка сотрудников (командировка) в Санкт-Петербург с целью сбора информации о материалах по методике “Портаж” и подготовки к проведению семинара в Санкт-Петербурге (“Портаж)”.

Организуются поездки в Елатьму для посещения коррекционного детского дома-интерната, устанавливаются связи с домами ребенка в других регионах, с рязанскими центрами социального обслуживания с целью приглашения в ГУЗ Рязанский Дом ребенка и распространения модели “Портаж”.

Осуществляется взаимодействие с Комитетом по делам молодежи Рязанской области в сфере проведения праздников для детей-инвалидов и их семей, с привлечением добровольцев.

Третий этап – этап подготовки новых сотрудников в области оказания ранней помощи по модели “Портаж”: март, апрель, май 2012 года.

На этом этапе происходит оценка работы на каждой “площадке” за 3 месяца, включая новую команду студентов-волонтеров и другие организации/центры. Вносятся необходимые коррективы. Начинается подготовка к семинару по подготовке собственных тренеров из числа сотрудников и студентов-волонтеров АНО “Обещание”, а также к семинару по подготовке специалистов проекта “Портаж”, в том числе и студентов-волонтеров. Налаживаются связи с представителями СМИ, и организуется круглый стол, освещающий жизнь семей, которые имеют детей с ограниченными возможностями. В мае проводится мастер-класс по оказанию ранней помощи, а также однодневный семинар по подготовке собственных тренеров и трехдневный семинар по методике “Портаж”. Сотрудники принимают участие в конференции, проводимой РГУ имени С.А. Есенина, в секциях, связанных с вопросами воспитания детей с ограниченными возможностями. Проводится работа с центрам социального обслуживания в Рязани относительно открытия новой “площадки”. Сотрудники центров приглашаются в образцово-показательный центр для знакомства с практической работой по системе “Портаж”.

Четвертый этап – этап мультипликации программы; этап широкого представления и обобщения опыта: июнь, июль, август 2012 года.

На этом этапе подводятся итоги подготовки новых студентов-волонтеров и обсуждаются возможные пути привлечения их к работе.

Начинается сбор информации о результатах работы за последние 3 месяца.

Подводятся итоги.

Готовится материал об итогах работы образцово-показательного центра и всех площадок.

Готовятся к публикации рабочие материалы для участников семинара по методике “Портаж” и для работающих по данной модели.

В августе публикуются материалы, рабочие тетради, содержащие учебные задания, образцы отчетов, карточки и др.

В августе результаты сводного отчета представляются в Министерство социальной защиты населения Рязанской области, в стационарные учреждения (для администрации) и др.; публикуются в журнале, издающемся московским центром “Ясенево”.

В августе результаты пилотных проектов обсуждаются с представителями трех центров, и с сентября эти организации начинают самостоятельно работать по модели “Портаж”.

В августе разрабатывается план работы на следующий год, с учетом открытия новых “площадок” (возможно, коррекционный детский дом-интернат в Елатьме, рязанский центр “Семья” или др. рязанский центр социального обслуживания.

Стадия реализации проекта: Проект разработан, находится на стадии Стартап – завершается подготовительная работа, необходимая для начала его реализация.

Количество участников и география проекта:

· В проекте будут принимать участие: АНО “Обещание” – 25 сотрудников организации и до 18 студентов-волонтеров;

· ГУЗ Рязанский Дом ребенка, ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” (23 сотрудника указанных учреждений являются работниками по совместительству в АНО “Обещание”); Центр практической психологии РГУ имени С.А. Есенина;

· Государственное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Ясенево” (г. Москва);

· Некоммерческая организация Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам “Наши дети” (г. Рязань).

Планируется, что к деятельности по реализации проекта подключится Медицинский университет и Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Центр психолого-медико-социального сопровождения “Родник” Муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области (Шилово), а на конечной стадии – один из центров социального обслуживания населения Рязани и, возможно, Медико-социальный колледж Рязани. В деятельности по проекту будут задействованы семьи Рязани (всего более 30 семей), а также семьи в Шилово и Москве.

Таким образом, география проекта: г. Рязань, п. Елатьма Касимовского района Рязанской области; п. Шилово Шиловского района Рязанской области; г. Москва.

Ресурсы:

АНО “Обещание” имеет уникальную систему – “Портаж, которая, насколько нам известно, не используется в других регионах России; имеет на самом деле богатый положительный опыт в применении данной системы в условиях стационара и в семьях; имеет подготовленные кадры, включая студентов-волонтеров, способные проводить индивидуальную работу с детьми по оказанию ранней помощи (специалисты – 24 человека, всего подготовлено 30 специалистов; студенты-волонтеры – 9 работающих добровольцев, всего подготовлено более 20 студентов рязанских вузов;); имеет договоры о сотрудничестве с организациями, в том числе и с Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина, и реальную поддержку со стороны Центра практической психологии; разрешение от Министерства социальной защиты населения Рязанской области; хорошую репутацию среди семей, социальный патронат которых осуществляется в Рязани; имеет финансовую поддержку от британской благотворительной организации “ThePromise”.

Система постоянного учета успехов, достигнутых детьми, предусматривается самой моделью. Мониторинг осуществляется сотрудниками университета.

Необходимо отметить, что для внедрения методики “Портаж” не нужны значительные капиталовложения, дорогостоящее оборудование и большие затраты на подготовку специалистов. На подготовку одного работника или студента требуется всего 1500-2000 руб. (для будущего сотрудника/волонтера, помимо желания работать в данной сфере, достаточно пройти подготовку на трехдневном семинаре).

Эффективность реализации проекта:

Ожидается, что в результате реализации проекта в период с 01 сентября 2011 года по 31 августа 2012 года произойдут следующие изменения.

1.Дети с ограниченными возможностями получат возможность улучшить качество жизни (предположительно 108 детей получат услуги ранней помощи):

а) воспитанники ГУЗ Рязанский Дом ребенка приобретут и разовьют жизненно важные навыки (29 детей), в результате чего дети с ограниченными возможностями смогут (предположительно 5 детей) быть усыновлены, перейти в систему коррекционных учреждений (коррекционный детский дом-интернат в Елатьме, где дети подлежат обучению специалистами – предположительно 8 человек), а не в отделение “Милосердие” стационара в Елатьме, не в пожизненную систему социального обеспечения (в это отделение переведут предположительно 2 детей);

б) воспитанники ГСУСО “Елатомский детский дом-интернат” приобретут и разовьют жизненно важные навыки (предполагается, что успехов достигнут все 45 детей). Это прежде всего навыки в области самообслуживания и социализации, что позволит детям обслуживать себя (одеваться, умываться, есть, чистить зубы и проч.), ходить с помощью взрослых и т.п.;

в) дети с ограниченными возможностями, живущие в семьях, приобретут и разовьют жизненно важные навыки (предположительно все дети – около 30 человек), что позволит им самостоятельно одеваться, ходить и начать посещать детские сады и коррекционные школы (4-5 человек).

2. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, получат реальную помощь (не менее 30 семей) и увидят, что их ребенок неповторим. Они узнают, что главное это не то, что их дети не могут делать, а то, что они смогут. Семьи увидят цель в развитии своих детей, повысится ответственность родителей за обучение и воспитание детей. Методика “Портаж” вовлечет родителей в активный процесс обучения и развития ребенка под контролем и руководством сотрудника команды. Родители смогут обучиться приемам и навыкам коррекционно-развивающей работы со своими детьми, участвовать в оценке навыков и умений, приобретаемых ребенком, и в определении как долгосрочных, так и кратковременных целей детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей. Из пассивного наблюдателя семья превратится в активного участника процесса развития ребенка и увидит возможность обеспечить достойный уровень жизни и воспитания своих детей. В результате того, что родители начинают видеть перспективы своего ребенка и целенаправленно работать для их достижения, а также в силу того, что семью еженедельно посещает специалист, помогающий родителям справиться с трудностями и при необходимости организующий консультации с другими специалистами, жизнь семьи облегчается. Частично снимутся психологические проблемы, возникающие у родителей, воспитывающих ребенка с особыми нуждами. Атмосфера в семье улучшится, родители начнут более оптимистично смотреть в будущее, увидят смысл не отдавать своих детей в интернаты, а оставить их в семье (помимо вышеуказанного в этом пункте количества семей в Рязани добавляем количество семей в тех центрах, где начата работа по ходу реализации проекта: еще 8 семей в Рязани, 4 семьи в Москве, 4-8 семей в Шилово).

3.Пройдет апробацию постоянно действующая в течение года инновационная модель оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями по системе “Портаж” (социальная модель по развитию жизненно важных навыков у детей с ограниченными возможностями, модель, которую можно применять как в условиях стационара, так и в семьях). В эту модель будут внесены необходимые коррективы, с тем чтобы апробированная в новых условиях модель могла быть самостоятельно тиражирована различными организациями.

4.Апробированная и адаптированная модель оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями будет тиражирована и воспроизведена на новых “площадках силами других организаций: Рязань, Москва, Шилово.

5.Благодаря работе образцово-показательного центра, действующего на базе команды сотрудников АНО “Обещание” – команды, которая осуществляет деятельность с воспитанниками ГУЗ Рязанский Дом ребенка, а также благодаря работе сайта, обмену опытом, обобщению результатов работы и анализу эффективности оказания ранней помощи и проч., то есть благодаря целенаправленной работе по проекту, представители заинтересованных структур (межведомственные структуры) смогут увидеть, что применение системы “Портаж” целесообразно, и у них будет больше оснований для решения о включении индивидуальной работы с проблемными детьми в основную нагрузку сотрудников стационарных учреждений и центров социальной защиты населения.

Таким образом, в результате реализации проекта, станет очевидно, что индивидуальная работа по модели “Портаж” дополняет работу с ребенком, проводимую специалистами стационарных учреждений, помогает скоординировать деятельность специалистов и дает возможность семье, воспитывающей ребенка-инвалида, закреплять и стабилизировать усилия, направленные на социальную адаптацию и реабилитацию детей с особенностями в развитии.

Об организации:

Год основания организации: 2010 г.

Обучающая система “Портаж” и целесообразность ее применения.

Социальная модель “Портаж” (возникла в США, предназначена для поддержки развития детей с особыми нуждами) позволяет обращать основное внимание на ребенка как индивидуума и развивать у людей с физическими и психическими недостатками чувство самоуважения. Она также содействует возможности детей с особенными потребностями в приобретении ими жизненного опыта, доступного их сверстникам. Основным в работе является не то, что ребенок не может делать, а то, чему он способен научиться и что должен развивать. Опираясь на оценку уровня развития ребенка, с учетом индивидуальных способностей детей сотрудники выбирают определенные навыки в каждой из областей, где детям необходима помощь. Благодаря системе проверочных листов отслеживается динамика развития ребенка и планируется дальнейшее развитие его навыков.

Мы также опираемся и на положительный опыт использования в Белоруссии социальной модели “Портаж” в работе с детьми-инвалидами. Подготовленные сотрудники центров социального обслуживания применяют данную модель в комплексной работе с детьми, что приводит к значительному повышению эффективности в социальной адаптации и реабилитации детей.

Краткое описание деятельности организации:

1.Социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями – воспитанников стационарных учреждений: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей, воспитывающихся в семьях. Осуществляется в форме индивидуальной работы с детьми-инвалидами по развитию у них жизненно важных навыков с использованием социальной модели “Портаж”.

2.Социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями (поддержка родителей в социальной адаптации их детей – социальный патронат семей с привлечением студентов-волонтеров). Деятельность направлена на обучение родителей методике формирования и развития у детей жизненно важных навыков.

3.Содействие развитию добровольческой (волонтерской) деятельности студентов по оказанию социальной поддержки детям с проблемами в развитии и родителям этих детей.

4.Подготовка студентов-волонтеров и специалистов к осуществлению индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями по развитию жизненно важных навыков с использованием социальной модели “Портаж” (семинары).

5.Консультационная и информационная помощь другим организациям, государственным и благотворительным, в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением социальной модели “Портаж” (в рамках договоров о сотрудничестве).

 
 

Вернуться к списку программ »

Фотогалерея

 

Поиск по отчетам конкурсов НКО

Введите поисковую фразу

Forun2013_200x100.gif

Sodeystvie2012_200x100.gif

баннер книги.jpg

ЛРП.jpg


Видеоматериалы

Пензенская область

Пензенская область

НКО Кабардино-Балкарии готовятся к «Содействию»

НКО Кабардино-Балкарии готовятся к «Содействию»

Загрузка плеера

Фонд помощи и поддержки несовершеннолетних детей и пенсионеров «Звездный порт» (Великий Новгород) снял социальный ролик под названием "Мокро"

Фонд помощи и поддержки несовершеннолетних детей и пенсионеров «Звездный порт» (Великий Новгород) снял социальный ролик под названием "Мокро"

Загрузка плеера

Все видеоматериалы

IV Социальный Форум и V Фестиваль СоДействие

IMG_9439.jpg

Image00706.JPG

IMG_0139.jpg

IMG_0282.jpg

IMG_9545.jpg

IMG_0145.jpg

Перейти к фотоальбому

Общественная палата Российской Федерации
На главную Контакты Карта сайта В контакте Facebook Twitter