Специальный проект портала — Социальный навигатор по стране

Версия для инфоматов #


Войти | Зарегистрироваться
Ваш регион: Приморский край
Выбрать регион
диплом о высшем образовании
Главная » Аналитика » Экспертное мнение

Перспективы развития малых городов

При обсуждении проблем малых городов России уместна аналогия с бизнесом: у малого бизнеса по сравнению с крупным проблемы, прежде всего, в отсутствии механизмов поддержки. У малых городов возможности собственного бюджета очень ограничены, им сложно привлечь инвестиции. Они, как правило, дотационные, поэтому многие вопросы не решаются десятилетиями.

Главная причина в том, что в настоящее время у муниципальных образований нет прямой заинтересованности в развитии городского хозяйства и росте бюджетных доходов. Федеральный закон №131 практически ликвидировал экономическую базу местного самоуправления, а последующие решения о передаче части полномочий с местного на региональный уровень лишили муниципалитеты инициативы активно влиять на развитие социальной сферы.

Сегодня даже дошкольное образование стало предметом общего регулирования с региональными органами управления. Если так пойдет, то через некоторое время у местных чиновников останутся только функции выделения земельных участков и подключения к инженерно-технической инфраструктуре (газ, тепло, электричество), причем это при отсутствии плановых заданий и мотивации по развитию местной экономики.

Чтобы малые города стали привлекательны для инвесторов, государство должно продемонстрировать, что готово вкладывать в них финансовые средства.

Необходимы специальные госпроекты и программы. Недавно минрегион разработал концепцию федеральной программы "Развитие малых городов России (2014-2020)". Она предполагает выделение 168,6 миллиарда рублей в течение 7 лет на различные направления жизнедеятельности малых городов. Примерно половина из них - вклады предпринимателей, 52 миллиарда рублей - средства федерального бюджета, 32 миллиарда рублей - средства региональных бюджетов.

В малых городах проживает 16,5 миллионов человек, и получается, что на каждого гражданина за время реализации программы будет инвестировано немногим больше 10 тысяч рублей, или 1,5 тысячи рублей в год. Этих средств недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию. Тем более, что рассчитывать необходимо не только на жителей городов, но и прилегающих территорий - а это примерно 43 процента населения России.

Специфика малых городов в том, что они, как правило, являются административными центрами муниципальных районов, чаще всего сельскохозяйственных.

Приоритетный нацпроект "Развитие АПК" не мог быть успешным изначально без такого же масштабного проекта по развитию малых городов - центров переработки сельхозпродукции, культурной жизни сельских поселений.

Сегодня необходим национальный проект "Малые города России", который сконцентрирует ресурсы различных программ на муниципальных образованиях. Следует создавать механизмы по стимулированию демографического, экономического, социального развития.

Люди не останутся жить в малых городах, если не увидят перспективу для своих детей, их будущего. Считаю, что глава муниципального образования в первую очередь должен заниматься вопросами образования и здравоохранения, создавать среду, дружественную детям, в том числе решать задачи благоустройства.

И жаль, что в последнее время возможности влияния местной власти на эти вопросы существенно снизились. Проживание в самом красивом и благоустроенном населенном пункте без перспективы для будущего детей теряет смысл и способствует отъезду людей в крупные города.

Источник: "Российская газета", выпуск от от 26 ноября 2013

http://www.rg.ru/2013/11/26/reg-cfo/rybalchenko.html


Автор: Рыбальченко Сергей Игоревич


Вернуться к списку »

 

Поиск по экспертным мнения

Введите поисковую фразу

Общественная палата Российской Федерации
На главную Контакты Карта сайта В контакте Facebook Twitter